Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты" (далее - Заказчик):
ООО "Средства индивидуальной защиты" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 2650-ЭП/24 от 01.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку защитных детских камер Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты" для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.01.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200010024000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 976 538, 83 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка описания объекта закупка, в части установления требований к закупаемым материалам, которые ограничивают количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки описан Заказчиком в порядке ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку КТРУ не содержит информации о товаре, удовлетворяющем потребности Заказчика.
В частности, при описании закупаемой товарной позиции Заказчиком установлены следующие требования:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Масса камеры |
не более 4,5 |
кг |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Размер корпуса: | |||
длина корпуса |
не более 1100 |
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
ширина корпуса |
не более 410 |
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Размер смотрового окна: | |||
ширина смотрового окна |
не более 300 |
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
высота смотрового окна |
не более 180 |
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Камера защитная детская должна обеспечивать защиту от: | |||
продуктов горения |
не менее 15 |
мин |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
при воздействии АХОВ - аммиак при концентрации 0,7 мг/ дм3 |
не менее 50 |
мин |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
при воздействии АХОВ - хлор при концентрации 3,0 мг/ дм3 |
не менее 20 |
мин |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В своей жалобе Заявитель указал, что в настоящее время на товарном рынке представлены средства защиты детей в возрасте до 1,5 лет, производимые следующими хозяйствующими субъектами:
N п/п |
Наименование средства защиты детей в возрасте до 1,5 лет |
Наименование изготовителя |
1 |
Камера защитная детская КЗД "Шанс" |
Общество с ограниченной ответственностью "НПК Пожхимзащита" (ООО "НПК Пожхимзащита") |
2 |
Камера защитная детская КЗД-6 |
Открытое акционерное общество "Электростальский химико-механический завод им. Н. Д. Зелинского" (ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского") |
3 |
Средство защиты детей фильтрующее "Камера защитная детская (КЗД)" |
Открытое акционерное общество "Электростальский химико-механический завод им. Н. Д. Зелинского" (ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского") |
4 |
Средство защиты детей фильтрующее "ГДЗК Д-1,5" |
Открытое акционерное общество "Электростальский химико-механический завод им. Н. Д. Зелинского" (ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского") |
5 |
Средство защиты детей в возрасте до 1,5 лет "СЗД-1,5" |
Акционерное общество "Электростальское научно-производственное объединение "Неорганика" (АО "ЭНПО "Неорганика") |
В частности, в своей жалобе Заявитель указал следующее:
"Согласно п. 3.1.1 Описания объекта закупки КЗД предназначена для защиты органов дыхания, лица и глаз детей от радиоактивных веществ и аварийно химически опасных веществ ингаляционного действия, находящихся в воздухе в виде газов (паров) и аэрозолей, а также для защиты от продуктов горения.
1) Камера защитная детская КЗД "Шанс" производства ООО "НПК Пожхимзащита" по своим защитным свойствам не соответствуют предъявленному требованию в части наличия защиты для защиты органов дыхания, лица и глаз детей от радиоактивных веществ.
Согласно разделу "Назначение и область применения" Руководства по эксплуатации КЗД "Шанс" (Приложение N 1) камера детская защитная "Шанс" предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от токсичных продуктов горения (в том числе от оксида углерода) при спасении их из задымленных помещений во время пожара (см. стр. 1).
Далее в разделе "Технические характеристики" Руководства по эксплуатации КЗД "Шанс" защита от радиоактивных веществ не значится (стр.1-2).
2) Камера защитная детская КЗД-6 производства ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского" не обеспечивает защиту от продуктов горения.
Согласно п.1.1.1. Руководства по эксплуатации КЗД-6 предназначена для защиты детей во возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ вероятного противника, радиоактивной пыли и бактериальных средств.
3) Средство защиты детей фильтрующее "Камера защитная детская (КЗД)" производства ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского" не обеспечивает защиту от продуктов горения.
Согласно п.1.1.1 Руководства по эксплуатации изделие " Средство защиты детей фильтрующее "Камера защитная детская (КЗД)" предназначено для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от опасных химических веществ, аварийно-химически опасных веществ, аэрозолей различной природы, биологических (бактериальных) средств.
4) Средство защиты детей фильтрующее "ГДЗК Д-1,5" производства ОАО "ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского"
Во-первых, данное изделие снято с производства. Во-вторых, требования к конструкции, установленные Заказчиком, не соответствуют конструкции "ГДЗК Д-1,5".
Согласно п.1.1 Описания объекта закупки следует, что по конструктивному исполнению средства защиты детей Заказчику требуется именно камера защитная детская. По тексту Описания объекта закупки заказчиком используется обозначение "КЗД".
Согласно п.1.2.1 Руководства по эксплуатации на "ГДЗК Д-1,5" в состав данного средства защиты входит комбинезон с трубкой соединительной и системой питания ребенка.
Заказчик при установлении требований к закупаемому товару ссылается на ГОСТ Р 57308-2016.
При этом в ГОСТ Р 57308-2016 различает два вида исполнения данного средства защиты: камера и комбинезон.
Согласно п.3.2 ГОСТ Р 57308-2016 средство защитное переносное; СЗП: Средство индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет от токсичных продуктов горения при спасании из помещений во время пожара, выполненное в виде герметизируемой камеры или в виде герметизируемого комбинезона с системой воздухоснабжения.
Таким образом, средство защиты "ГДЗК Д-1,5" не соответствует Описанию объекта закупки.
5) Средство защиты детей в возрасте до 1,5 лет "СЗД-1,5" производства АО "ЭНПО "Неорганика" не обеспечивает защиту от продуктов горения.
Согласно п.1.1.2 Руководства по эксплуатации СЗД-1,5 является средство защиты ребенка от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, опасных биологических веществ, аварийно-химически опасных веществ, радионуклидов йода и его органических соединений.
Кроме того, СЗД-1,5 выполнено в виде комбинезона и не соответствует требованию об исполнении средства защиты в виде камеры (п.1.2.1 Руководства по эксплуатации)".
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно установлена такая совокупность требований, исполнение которой не может быть обеспечено, что безусловно влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями, в то же время такое обоснование должно содержаться в документации о закупке. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар содержит характеристики, ограничивающие количество участников закупки, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке товар с иными, в том числе, улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, установив вышеуказанные требования, Заказчик, утвердивший описание объекта закупки, допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Средства индивидуальной защиты" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 февраля 2024 г. N 44-501/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024
Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 6 сентября 2024 г. по делу N А56-54570/2024 настоящее решение признано недействительным