Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "РЕАЛАБ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2404-ЭП/24 от 30.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора Иммулайт 2000 для нужд Отделения клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922000316),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов и расходных материалов для анализатора Иммулайт 2000 для нужд Отделения клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922000316) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 693 038,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РЕАЛАБ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕАЛАБ" заключен государственный контракт N 208/2022-ЭА от 15.06.2022 (далее - Контракт) на сумму 1 676 107,62 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.3, 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕАЛАБ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку реагентов и расходных материалов для анализатора Иммулайт 2000 для нужд Отделения клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Товар) партиями по заявкам Заказчика, поданным до 31.12.2022.
Согласно п. 4.1 Контракта поставка Товара по заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика.
В ходе исполнения Контракта Заказчик 29.12.2022 направил заявку N 184351-1 на поставку части Товара по Контракту на сумму 831 383,19 рублей. Таким образом, срок поставки Товара по вышеуказанной заявке Заказчика - до 12.01.2023.
В нарушение условий Контракта Товар по позиции 21 Спецификации к Контракту (п. 7 заявки) с наименованием "Дилюент для детекции кортизола в моче" на сумму 54 517,32 рублей не был поставлен Участником.
Участником допущено нарушение п. 1.2, п. 4.1 Контракта, выразившееся в непоставке в полном объеме Товара по заявке Заказчика.
В этой связи Заказчиком была начислена неустойка в виде штрафа и направлена в адрес Участника путем размещения в ЕИС (претензия N 15766-01/к от 26.12.2023 на сумму 5 000,00 рублей).
Ранее Поставщик также неоднократно допускал нарушение исполнения обязательств по Контракту, выраженное в нарушении сроков поставки Товара, в связи с чем, в течение 2023 года Заказчик направлял в адрес Участника посредством размещения в ЕИС претензионные письма с расчетом неустойки и требованием надлежащего исполнения обязательств по Контракту (N 2238-01/к от 07.03.2023, N 2383-01/к от 13.03.2023, N 2589-01/к от 16.03.2023, N 3548-01/к от 12.04.2023, N 3879-01/к от 19.04.2023, N 5503-01/к от 01.06.2023, N 6261-01/к от 07.06.2023, N 6266-01/к от 08.06.2023, N 7372-01/к от 11.07.2023, N 8825-01/к от 17.08.2023). Начисленные неустойки Участником оплачены.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 2 ст. 450, ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, п.п. 7.3, 7.4. Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РЕАЛАБ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что, подавая заявку на участие в Аукционе, ООО "РЕАЛАБ" были запланированы ресурсы для исполнения Контракта в предусмотренном Заказчиком и Контрактом объеме на период с 15.06.2022 по 31.01.2023.
Поставщиком с 2017 года заключен договор поставки N 03/11-17 с ООО "Медицинская Диагностическая Корпорация". Поставщик регулярно приобретал у данного поставщика требуемый Товар по Контракту, что подтверждается счетами и платежными поручениями за Товар, представленными на заседание Комиссии УФАС.
Часть Товара, который так и не был поставлен полагался в рамках сотрудничества с ООО "Сименс Здравоохранение". 28.07.2022 ООО "Сименс Здравоохранение" сообщило, что сроки поставки продукции для лабораторной диагностики на территорию Российской Федерации увеличены по причине возникновения не зависящих от сторон обстоятельств, в связи со сложной ситуацией по наличию авто и авиатранспорта для доставки грузов, нарушением существующих логистических цепочек и увеличенным временем пересечения границ.
16.08.2023 Официальным письмом исх. N 20230816-2 ООО "ОМБ", являющееся поставщиком медицинских изделий производства Siemens Healthcare Diagnostics (Сименс Хелскэа Диагностике, США), сообщило, что, в настоящее время в связи с изменением процедуры экспортного контроля в стране местонахождения производителя оборудования, реагентов и расходных материалов и необходимостью получения разрешительных документов на экспорт товаров (экспортной лицензии), сроки поставки медицинских изделий увеличены на срок, равный сроку получения вышеупомянутых документов и прохождению дополнительных процедур экспортного контроля при перемещении товаров через границу.
29.12.2022, в предпоследний день (дата заключения Контракта 15.06.2022), Заказчик подал заявку N 184351-1 на сумму 831 383,19 рублей (50% от суммы Контракта).
Несмотря на окончание срока действия Контракта, т.е. обстоятельства, что сроки поставки продукции производства "Сименс Хелскеа Диагностикс Инк.", США для лабораторной диагностики на территорию Российской Федерации увеличены в связи с возникшими объективными обстоятельствами, а именно: изменениями законодательства, препятствующими надлежащему исполнению обязательств по договору, санкционной политикой ЕС и США, ужесточением правил таможенного оформления, Участник, понимая потребность Заказчика, действуя осмотрительно с должной степенью заботливости, исполнял заявки Заказчика, принимал на себя исполнение обязательств по уплате неустоек (штрафов, пеней) за несвоевременную поставку.
При осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении").
Из смысла положений ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Цена контракта составляет 1 676 107,62 рублей. Стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, 1 621 590,30 рублей. Фактически Заказчиком оплачено 1 621 590,30 рублей. Стоимость исполненных Участником составляет 97% от объёма полагаемого к поставке Товара. При этом ситуация с поставкой части Товара осталась неизменной на сумму 54 517,32 рублей.
На запрос Участника от 20.12.2023 ООО "Сименс Здравоохранение" исх. N 12.01.2024\1 от 12.01.2024 повторно сообщило, что ООО "Сименс Здравоохранение" не имеет точной информации о доступности реагента 10318246 /CEN/180 COR URN RECON BFR для поставки в Российскую Федерацию и о том, требуется ли для такой поставки получение лицензий, разрешений и/или иных документов экспортного контроля Европейского союза, Соединенных Штатов Америки или других стран.
Поставщик искал требуемый Товар для Заказчика у других поставщиков, что подтверждается перепиской с ООО "МеДиКа", ООО "Медсервис-диагностика", ООО "ОМБ", но поиск по той же причине не увенчался успехом.
18.01.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
23.01.2024 исх. N 6 Участник направил Заказчику мотивированное возражение на Решение Заказчика, просил Заказчика отменить Решение и расторгнуть Контракт по соглашению сторон согласно п. 7.3 Контракта.
26.01.2024 Заказчик письмом N 724-01/к ответил отказом на просьбу Участника, изложенную в мотивированном возражении на Решение Заказчика, сославшись на то, что неисполнение условий Контракта со стороны Участника препятствует реализации надлежащим образом уставной деятельности Заказчика, который оказывает медицинские услуги, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь в значительных объемах.
Вместе с тем представитель Участник отметил, что сложности, возникшие у ООО "РЕАЛАБ", в связи с увеличением срока поставки и временное отсутствие некоторой продукции для лабораторной диагностики для Заказчика не препятствует реализации надлежащим образом уставной деятельности, так как Заказчики согласно Закона о контрактной системе обязаны должным образом осуществлять планирование закупок товаров(работ) услуг на финансовый год и на плановый период 2024 и 2025 годов, тем более тех товаров, которые напрямую связаны с основной уставной деятельностью (в том числе высокотехнологичная медицинская помощь в значительных объемах). Внесение изменений в план-график, сбор коммерческих предложений для формирования НМЦК, проведение новой закупки, заключение нового контракта является прямой обязанностью заказчиков в рамках своей текущей хозяйственной деятельности.
30.01.2024 статус Контракта был изменён на "Контракт расторгнут на основании решения об одностороннем отказе от исполнения контракта", без вины Участника.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РЕАЛАБ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Исполнителя отсутствуют признаки недобросовестности,
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "РЕАЛАБ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕАЛАБ" (ИНН: 7806519605), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2024 г. N РНП-78-262/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024