Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления)
в присутствии представителя РГБЛПУ "Республиканская детская многопрофильная больница" (далее - Заказчик),
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-05" (далее - Заявитель);
надлежащим образом извещенных уведомлениями от 26.01.2024 N АК/161/24 от 30.01.2024 N АК/198/24, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы Заявителя,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0379300001424000005 "Поставка хозяйственно-бытовых товаров (Лот N 6)" (далее - аукцион, закупка) с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком некорректно сформировано извещение, что ограничивает конкуренцию.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления состоялось 30 января 2024 и 31 января 2024 года дистанционно.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 30.01.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 15:00 ч. 31.01.2024.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
17.01.2024 17:39 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379300001424000005 "Поставка хозяйственно-бытовых товаров (Лот N 6)" (извещение о проведении электронного аукциона - 17.01.2024 17:39 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта -462 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 17.01.2024 17:39 ч.; Дата и время окончания подачи заявок 25.01.2024 12:00 ч.
На участие в аукционе поданы 22 заявки от участников закупки. Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и не ценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик при размещении Извещения, неправомерно установил запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, однако указал в примечании, что данный запрет не применяется, но у Заявителя не было возможности предоставить товар иностранного происхождения.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616):
- установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень)
- установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В силу пп. "б" п. 3 Постановления N 616 установлено, что указанные в п.п. 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
При размещении Извещения у Заказчика нет технической возможности не применения ограничения, запретов и условий допуска, есть возможность прописать условия неприменения. Ошибка, возникшая у участника закупки является временной технической ошибкой электронной площадки. Заявитель был допущен к участию в аукционе.
При этом в подтверждении довода о том, что данное ограничение установлено в связи с технической ошибкой Комиссии Управления не представлено.
В соответствии с Извещением, объектом закупки является поставка хозяйственно-бытовых товаров (Лот N 6) с кодом ОКПД 2 13.92.29.110 "Тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли и аналогичные протирочные материалы", который включен в позицию N 2 перечня с НМЦК - 462 000,00 рублей.
Согласно описанию объекта закупки закупаются "Тряпка для очистки поверхностей", для мытья полов и для удаления пыли.
Заказчиком в Извещении установлено ограничение допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с Постановление N 616.
Вместе с тем в соответствии с примечанием Извещения запрет по Постановлению N 616 не применяется, поскольку стоимость единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и суммарная стоимость товаров составляет менее 1 млн. рублей.
Однако, Заявитель, при подачи заявки на участие в закупке с товаром иностранного происхождения получал уведомление об ошибке, так как в Извещении установлен запрет допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. Следовательно, заявку с товарами иностранного производства подать невозможно.
Таким образом, действия Заказчика, установившего запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, нарушают требования п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно п. 2 ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с информацией, полученной из единой информационной системы, Заказчиком 25.01.2024 размещен "Протокол подачи ценовых предложений от 25.01.2024 N ЦПА1". Следовательно, крайним сроком размещения "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)" является 26.01.2024.
Однако, на 29.01.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не был размещен Заказчиком.
Таким образом, действия Заказчика, не разметившего протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) нарушают п. 2 ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 7.30 КоАП
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы,подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащий идентификационный код закупки, определенный в соответствии со ст. 23 Закона о контрактной системе, указание на соответствующую часть ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 4 - 6 ст. 15 Закона о контрактной системе), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
Заказчиком в разделе "Техническое задание" извещения о проведении закупки установлены требования к техническим и качественным характеристикам товара по позициям N 1 "Тряпка для очистки поверхности", N 2 "Тряпка для очистки поверхности".
Установлено, что позиция N 2 "Тряпка для очистки поверхности" содержит код КТРУ 13.92.29.110-00000001, а также требования к товару: "Вид материала - микрофибра; Назначение - Для удаления пыли; Ширина 30 Сантиметр (см); Длина
30 Сантиметр (см).
Согласно сведений из КТРУ закупаемый Заказчиком товар содержит иной код КТРУ, а именно: код КТРУ 13.92.29.110-00000008.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к несуществующему коду КТРУ нарушают требования ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-05" обоснованной.
2. Признать РГБЛПУ "Республиканская детская многопрофильная больница" нарушившим п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 2 ч. 15 ст. 48, ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки РТС-Тендер предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31 января 2024 г. N 009/06/106-06/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024