Резолютивная часть оглашена
31.01.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе (до перерыва/ после перерыва),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на оказание услуг частной охраны (Охранный (технический) мониторинг), (Пультовая охрана) для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" (извещение N 0142200001323022651, ИКЗ 232631602949463160100102230018010244, начальная (максимальная) цена контракта - 2 898 720,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
10.11.2023 между ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" и ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" заключен контракт N27 на оказание услуг частной охраны (Охранный (технический) мониторинг), (Пультовая охрана) (объекты, имеющие третью категорию хранения наркотических средств и психотропных веществ). Цена контракта - 2 869 732,80 рублей.
Пунктом 1.2 Контракта определено, что сроки и место оказания услуг указываются в Техническом задании (приложение N 1 к Контракту).
Пунктом 2 Технического задания предусмотрен срок оказания услуг с 00.00 часов 01 января 2024 года по 24.00 часов 31 декабря 2024 года включительно.
Пунктом 10.1 Контракта определено, что Контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует по 31.12.2024, а в части расчетов - до полного их завершения, Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Согласно пункту 1.3. Контракта, с момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объекта (ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами (Приложение N 4 к Контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (Приложение N 5 к Контракту).
В соответствии с пунктом 3.5 Технического задания Исполнитель должен разработать и согласовать с Заказчиком инструкцию по эксплуатации технических средств охраны.
Пунктом 3.7 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан переключить сигнализацию Объекта Заказчика на свой пульт централизованного наблюдения своими силами и за свой счет в течение одного дня со дня заключения Государственного контракта, но не ранее начала оказания услуг.
В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Контракта Исполнитель осуществляет информирование, консультации, рекомендации и осуществление практической помощи по вопросам обеспечения охраны и безопасности в охраняемых помещениях.
Исполнитель обязан незамедлительно информировать руководство объекта обо всех нарушениях, установленных режимов, о выявленных неисправностях технических средств.
Пунктами 2.1.2, 2.1.3 Контрактов определено, что Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
По требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. " 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 10 и подпунктом "б" пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.
Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
Из обращения Заказчика следует, что Исполнитель не приступил к выполнению контракта. На объектах Заказчика отсутствует приемо-передающее оборудование Исполнителя, не проведено обучение сотрудников Заказчика работе на приемо-передающем оборудовании, не подписаны Акты принятия под охрану объектов Заказчика, отсутствует информация о телефоне контакта пульта централизованного наблюдения, отсутствует информация о нахождении групп немедленного реагирования Исполнителя.
13.11.2023, 11.12.2023 Заказчиком на электронную почту Исполнителя (LAnnaV@inbox.ru), а также на почтовый и юридический адреса Общества направлены письма N 1958 от 13.11.2023 (вручено по юр. адресу 02.12.2023), N 2109 от 11.12.2023 (вручено по юр. адресу 20.12.2023) о предоставлении следующей информации:
-списка работников, на которых возложено выполнение обязанностей по охране объектов Заказчика, с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с ТЗ Контракта;
-заверенные надлежащим образом Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в списке в соответствии с ч.1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ, под.ж п. 10, под.б п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации N 498;
-количество и дислокацию вооруженных мобильных групп немедленного реагирования;
-график переключения сигнализаций объектов Заказчика на свой пульт централизованного наблюдения своими силами и за свой счет;
-график обучения представителей Заказчика, ответственных за пользование сигнализацией, в соответствии с инструкцией о порядке пользования сигнализацией, с выездом на объект Заказчика;
-график составления Актов о принятии объектов под охрану;
-телефон контакта пульта централизованного наблюдения;
-информацию об автотранспорте, находящемуся у Исполнителя на праве собственности или на другом законном основании.
Исполнитель письма Заказчика оставил без ответа.
21.12.2023 Заказчиком на электронную почту Исполнителя (LAnnaV@inbox.ru) направлено письмо о предоставлении информации по исполнению контракта.
21.12.2023 на запрос Заказчика ответил юрисконсульт ООО ЧОП "Кобра", направил доверенности на 2 техников.
22.12.2023 по адресу Заказчика явился техник без удостоверения по электробезопасности, без удостоверения по охране труда. Заказчик направил техника в ООО ЧОО "Рысь" (так как ООО ЧОО "Рысь" осуществляли охрану объектов Заказчика до 31.12.2023 включительно по контракту N 55) для решения технических вопросов переключения оборудования.
Согласно письменным пояснениям Заказчика далее Контракт не исполнялся Обществом.
Выявленные заказчиком нарушения отражены в актах проверки исполнения контрактов от 03.01.2024, 06.01.2024, 09.01.2024 по всем объектам Заказчика.
Также, Заказчиком в Единой информационной сети размещены претензии N3 от 03.01.2024, N4 от 06.01.2024, N5 от 09.01.2024 о невыполнении Обществом услуг, предусмотренных контрактом.
Поскольку Исполнитель не принимал меры по исполнению Контракта, объекты, где хранятся наркотические и психотропные вещества остались без охраны, Заказчиком 09.01.2024 принято решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено расторжение контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 10.01.2024, вступило в силу 23.01.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно письменным пояснениям ООО ЧОП "Эшелон" пунктом 3 технического задания предусмотрено, что Исполнитель обязан обеспечить подключение технических средств охраны, установленных или устанавливаемых на объекте Заказчика к системе охранной, охранно-пожарной сигнализации (Пульт централизованного наблюдения). Однако во время рабочей встречи с техническими специалистами с ООО ЧОП "Эшелон", представители Заказчика потребовали предоставить документы, разрешающие проводить высоковольтные работы, вместе с тем техническим заданием к Контракту и Контрактом наличие документов не предусмотрено.
Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено, что Обществом не предоставлен список работников, на которых возложено выполнение обязанностей по охране объектов Заказчика, с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с ТЗ Контракта (пункт 2.1.2 Контракта), а также заверенные надлежащим образом Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в списке в соответствии с ч.1 ст. 11.1, ч. 7 ст. 12 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ, подп.ж п. 10, подп.б п. 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской федерации N 498.
Кроме того, согласно пояснениям Общества, Заказчик препятствовал Исполнителю приступать к исполнению Контракта, не организовал встречу с ООО ЧОО "Рысь" (контракт на охрану N55, действовал до 24 час. 00 мин. 31.12.2023).
Вместе с тем, согласно пункту 3.7 Технического задания Исполнитель обязан переключить сигнализацию Объекта Заказчика на свой пульт своими силами и за свой счет в течении одного дня с момента заключения контракта.
Также, согласно пояснениям Общества, Заказчик настаивал на том, чтобы ООО ЧОП "Эшелон" смонтировал своими силами новую охранную сигнализацию.
Вместе с тем, подтверждений вышеуказанного довода Обществом в материалы дела не представлено.
ООО ЧОП "Эшелон" в пояснениях указало, что Заказчиком нарушен порядок расторжения контракта в одностороннем порядке.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что порядок расторжения контракта в одностороннем порядке Заказчиком не нарушен.
В рассматриваемом случае Исполнителем не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения услуги, являющийся предметом контракта, Обществом в полном объеме не выполнены.
Заказчик в результате действий (бездействий) Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Согласно сведениям единой информационной системы 04.12.2023 ООО ЧОП "Эшелон" включено в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Общественные отношения, направленные на удовлетворение публичных нужд государства в товарах (работах, услугах), характеризуются повышенной социальной значимостью, в связи с чем принятие участником закупки на себя обязательств по исполнению контрактов, заключенных с целью обеспечения публичных нужд, требуют от последнего проявления повышенной ответственности при исполнении таких контрактов (в том числе строгого соблюдения сроков выполнения работ, требований к качеству работ и т.д.).
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО ЧОП "ЭШЕЛОН" (ИНН 4029063515, КПП 402901001; адрес регистрации юридического лица: 248009, Россия, Калужская обл., город Калуга г.о., Калуга г., Новаторская ул., д. 6, этаж 0, помещ. 1; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Фоминых Светлане Викторовне (ИНН 183102485561), сведения об участниках/учредителях юридического лица: Бережновой Ирине Анатольевне (ИНН 183468020487), Пичугиной Елизавете Андреевне (ИНН 183110842200) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО ЧОП "ЭШЕЛОН", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения об участниках/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 февраля 2024 г. N РНП-63-20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024