Резолютивная часть оглашена
01.02.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (до перерыва/после перерыва),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ИП Брунштейн М.И. (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 1 Промышленного района" (далее - Заказчик), Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для лаборатории для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N1 Промышленного района" (извещение N 0142200001324000079, начальная (максимальная) цена контракта - 783 594,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного аукциона.
Из жалобы следует, что требования к поставляемому товару (изотонический раствор, лизирующий раствор, ферментативный очиститель), содержащиеся в техническом задании, нарушают положения законодательства о контрактной системе, влекут за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Материалами дела установлено, что требуемый к поставке товар (изотонический раствор, лизирующий раствор, ферментативный очиститель) предназначен для гематологического анализатора закрытого типа MicroCC-20Plus, который имеется в наличии у Заказчика.
В письменных пояснениях Заказчик сослался на письмо N 09-С-571-1414 от 5 февраля 2016 года Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства Здравоохранения РФ, согласно которому "возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования". Использование не рекомендованных реагентов может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников, что подтверждает письмом Росздравнадзора N 04-31270/17 от 22 июня 2017 г., где подчеркивается отношение к принадлежностям не только запасных частей, но также реагентов и расходных материалов.
В обоснование позиции Заказчиком также представлены:
1) копия инструкции пользователя автоматического анализатора Micro CC-20Plus, согласно которой "для работы прибора необходимы дилюент (реагент для разведения), лизирующий раствор, ферментативный очиститель (промывающий раствор) и раствор срочной очистки. Их используют во время измерения и выполнения работ и для обслуживания анализатора. Для обеспечения необходимой точности получаемых результатов работ используйте реагенты, которые рекомендованы фирмой-производителем (п. 2.4 "Реагенты");
2) копия информационного письма High Technology Inc. (производитель гематологического анализатора MicroCC-20Plus) от 05.10.2023, в котором указано, что "корректная работа автоматических гематологических анализаторов MicroCC-20Plus обеспечивается только при использовании реагентов производства ООО "Клиникал Диагностик Солюшнз" (Россия) или "High Technology Inc" (США), как адаптированных для работы на данном типе анализаторов и прошедших соответствующие испытания. Идентификация реагентов производится при помощи размещенного на упаковке специального кода, содержащего информацию о производителе, сроке годности и содержании реагентов. Попытка использования реагентов других производителей на автоматических гематологических анализаторах модели MicroCC20Plus может привести к снижению точности получаемых результатов, некорректной работе анализаторов и выходу приборов из строя".
Таким образом, Заказчик установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из своей потребности, и в соответствии с требованиями статьи Закона о контрактной системе. Определение потребности в тех или иных товарах, работах и услугах - прерогатива Заказчика и не может быть поставлена в зависимость от наличия, отсутствия и возможности поставки товара каким-либо определенным лицом.
Доводы Заявителя о том, что величины в позиции 1,2,3 Технического задания являются непостоянными и могут изменяться в зависимости от многих факторов окружающей среды и становятся известными только после производства конкретной партии, Комиссия Самарского УФАС России находит неубедительными.
Предметом настоящей закупки является поставка товара, а не его производство. Гематологические реагенты, соответствующие указанным требованиям к составу, свободно обращаются на рынке и поставляются широким кругом поставщиков.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Заявителем не представлено доказательств того, что требования к товару влекут за собой ограничение количества потенциальных участников аукциона, в том числе ограничили право Заявителя на участие в закупке, препятствовали каким-либо образом подаче заявки Заявителем.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный аукционной документацией.
Иных жалоб в антимонопольный орган по данной закупке не поступало.
Запросов разъяснений положений извещения о проведении закупки, приложений к нему в адрес Заказчика не поступало.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Брунштейн М.И. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 февраля 2024 г. N 31-10000-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024