Резолютивная часть оглашена
07.02.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе (до перерыва/ после перерыва),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "МАКСАВТО" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" (извещение N 0142200001323021961, начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000,00 руб., цена контракта - 2 500 000,00 руб., Идентификационный код закупки - 232631602949463160100102150014520244) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
03.11.2023 между Заказчиком и Обществом заключен контракт N21 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи".
Пунктом 1.1 Контракта определено, что Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
В техническом задании указано, следующее:
- проведение работ осуществляется Исполнителем на основании заказ-наряда Заказчика;
- проведение работ по техническому обслуживанию автомобилей осуществляется в срок, не превышающий 3 дней с момента оформления заказ-наряда;
- проведение любых видов текущего ремонта осуществляется в срок, не превышающий 5 дней с момента оформления заказ-наряда;
- сложный кузовной ремонт осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента передачи автомобиля Исполнителю.
При необходимости использования оригинальных запасных частей, поставляемых на заказ, срок выполнения работ может быть увеличен по согласованию с Заказчиком (но не более чем на 15 календарных дня с момента приемки автомобиля Исполнителем).
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
Пунктами 4.1, 4.2 Контракта предусмотрено, что услуги оказываются с 01.01.2024 г. и по 31.03.2024 г. Датой исполнения Исполнителем обязательств по Контракту считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Пунктом 13.1 Контракта определено, что Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2024(включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя (при наличии таких обязательств).
Однако, по состоянию на 18.01.2024 ООО "Максавто" обязательства по контракту не выполнены, а именно:
- УАЗ 396294, государственный регистрационный знак А 248 СР 163, (бортовой номер 203), оформлена заявка на ремонт N 2 от 01.01.2024 г;
- ГАЗ-221727 Соболь, государственный регистрационный знак Е 115 РА 763, (бортовой номер 265), оформлена заявка на ремонт N 3 от 01.01.2024 г;
- ЛУИДОР 2250В0, государственный регистрационный знак В 952 HP 763, (бортовой номер 323), оформлена заявка на ремонт N° 4 от 01.01.2024 г;
- ЛУИДОР 2250В0, государственный регистрационный знак В 866 HP 763, (бортовой номер 342), оформлена заявка на ремонт N 5 от 01.01.2024 г;
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак А 232 ВК 763, (бортовой номер 262), оформлена заявка на ремонт N 6 от 03.01.2024 г;
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак В 058 УК 763, (бортовой номер 295), оформлена заявка на ремонт N 8 от 05.01.2024 г;
- ГАЗ-222066, государственный регистрационный знак А 666 ЕТ 763, (бортовой номер 185), оформлена заявка на ремонт N 9 от 06.01.2024 г;
- ГАЗ-222066, государственный регистрационный знак А 607 ЕТ 763, (бортовой номер 188), оформлена заявка на ремонт N 12 от 08.01.2024 г;
- ЛУИДОР 2250В7, государственный регистрационный знак А 783НР763, (бортовой номер 357), оформлена заявка на ремонт N° 14 от 08.01.2024 г;
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак А 017 ВК 763, (бортовой номер 175), оформлена заявка на ремонт N° 15 от 09.01.2024 г;
- ГАЗ-222066, государственный регистрационный знак А 667 ЕТ 763, (бортовой номер 186), оформлена заявка на ремонт N 16 от 09.01.2024 г;
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак В 901 ВК 763, (бортовой номер 254), оформлена заявка на ремонт N 17 от 09.01.2024 г;
Заявок на увеличение сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось.
10.01.2024 Исполнителю направлены Претензии с требованием в течение пяти дней произвести текущий ремонт указанных автомобилей с последующей уплатой пени в течение 10 календарных дней с момента исполнения требования, так как Заказчиком установлено нарушение условий контракта, выразившееся в нарушении сроков, определенных для проведения текущего ремонта, а именно:
- по автомобилю УАЗ 396294, государственный регистрационный знак А 248 СР 163, (бортовой номер 203), просрочка составляла 3 дня;
- по автомобилю ГАЗ-221727 Соболь, государственный регистрационный знак Е 115 РА 763, (бортовой номер 265), просрочка составляла 3 дня;
- по автомобилю ЛУИДОР 2250В0, государственный регистрационный знак В 952 HP 763, (бортовой номер 323), просрочка составляла 3 дня;
- по автомобилю ЛУИДОР 2250В0, государственный регистрационный знак В 866 HP 763, (бортовой номер 342), просрочка составляла 3 дня.
Заявок на увеличения сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось. По автомобилю ГАЗ-221727 Соболь, государственный регистрационный знак Е 115 РА 763, (бортовой номер 265), услуги были оказаны 12.01.2024 г. с просрочкой от даты начала ремонта 6 дней. По остальным автомобилям на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта от 03.11.2023 г. N 21, требование не исполнено. Ремонт автомобилей не произведен.
15.01.2024 г. Исполнителю были направлены Претензии с требованием в течение пяти дней произвести текущий ремонт указанных автомобилей с последующей уплатой пени в течение 10 календарных дней с момента исполнения требования, так как Заказчиком установлено нарушение условий контракта, выразившееся в нарушении сроков, определенных для проведения текущего ремонта, а именно:
- по автомобилю TA3-A6BR23, государственный регистрационный знак А 232 ВК 763, (бортовой номер 262), просрочка составляла 6 дней;
- по автомобилю TA3-A6BR23, государственный регистрационный знак В 058 УК 763, (бортовой номер 295), просрочка составляла 4 дня.
- по автомобилю ГАЗ-222066, государственный регистрационный знак А 666 ЕТ 763, (бортовой номер 185), просрочка составляла 3 дня;
- по автомобилю ГАЗ-222066, государственный регистрационный знак А 607 ЕТ 763, (бортовой номер 188), просрочка составляла 1 день;
- по автомобилю ЛУИДОР 2250В7, государственный регистрационный знак А 783 HP 763, (бортовой номер 357), просрочка составляла 1 день.
Заявок на увеличения сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось. На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта от 03.11.2023 г. N 21, требование не исполнено. Ремонт автомобилей не произведен.
16.01.2024 г. Исполнителю были направлены Претензии с требованием в течение пяти дней произвести текущий ремонт указанных автомобилей с последующей уплатой пени в течение 10 календарных дней с момента исполнения требования, так как Заказчиком установлено нарушение условий контракта, выразившееся в нарушении сроков, определенных для проведения текущего ремонта, а именно:
- по автомобилю ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак А 017 ВК 763, (бортовой номер 175), просрочка составляла 1 день;
- по автомобилю ГАЗ-222066, государственный регистрационный знак А 667 ЕТ 763, (бортовой номер 186), просрочка составляла 1 день;
- по автомобилю TA3-A6BR23, государственный регистрационный знак В 901 ВК 763, (бортовой номер 254), просрочка составляла 1 день;
Заявок на увеличения сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось. На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта от 03.11.2023 г. N 21, требование не исполнено. Ремонт автомобилей не произведен.
Согласно пункту 3.2, Контракта Исполнитель обязан "оказать услуги в соответствии с техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок".
Согласно пункту 5 Приложения N 1 к Государственному контракту N 21 от 03.11.2023 г. по требованию заказчика осуществить бесплатную эвакуацию автомобиля, в случае невозможности его доставки своим ходом до Заказчика или до сервисного центра Исполнителя (по согласованию)".
11.01.2024 г. потребовалось выполнение ремонтных работ на автомобиле Заказчика ГАЗ-221727 Соболь государственный регистрационный знак Е 397 ОУ 763 (бортовой номер 274). Доставка своим ходом до сервисного центра Исполнителя была невозможна, в связи с этим Исполнителю была направлена заявка на бесплатную эвакуацию автомобиля.
15.01.2024 г. Заказчиком было установлено нарушение условий контракта, выразившееся в отказе Исполнителя, в предоставлении эвакуатора. Исполнителю была направлена претензия с требованием уплаты штрафа. Указанное требование на 17.01.2024 г. Исполнителем не исполнено.
Также, 12.01.2024 г. Заказчиком было установлено нарушение условий контракта, выразившееся в неисполнении Исполнителем услуг ежедневно, с 9:00 до 21:00 часов (без выходных).
12.01.2024 г. для проведение ремонтных работ на техническую базу Исполнителя были направлены автомобили:
- ГАЗ-325642, государственный регистрационный знак У 541 ОО 163, бортовой номер 11, заказ-наряд (заявка) на ремонт N22 от 12.01.2024 г;
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак А 083 ВК 763, бортовой номер 171, заказ-наряд (заявка) на ремонт N23 от 12.01.2024 г.
Персонал, оказывающий услуги, на технической базе отсутствовал. Контактное лицо, ответственное за прием автомобилей отсутствовало, на телефонные звонки не отвечало. Вследствие этого, сдача автомобиля для проведения ремонтных работ оказалась невозможна. По факту данного нарушения были составлены Акты и направлены претензии Исполнителю с требованием оплаты штрафов.
В соответствии с подпунктом д) пункта 3.3 Государственного контракта от 03.11.2023 г. N 21 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, Заказчиком 18.01.2024 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика вступило в силу 30.01.2024 года.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что порядок расторжения контракта в одностороннем порядке Заказчиком не нарушен.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Общество с ограниченной ответственностью "Максавто" на заседание комиссии Самарского УФАС России явку представителя не обеспечило, письменных пояснений в адрес антимонопольного органа не направляло.
Таким образом, на дату расторжения Контракта услуги, предусмотренные Контрактом, в полном объеме и надлежащего качества Обществом не оказаны.
Согласно сведениям Единой информационной системы сведения об ООО "Максавто" содержатся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Вместе с тем, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Максавто" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "Максавто" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Максавто" (ИНН 6314045902, КПП 631401001; адрес регистрации: 443047, Самарская область, Самара город, Утевская улица, дом 20, строение Б; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности Антонове Алексее Алексеевиче (ИНН 631407512264); Сведения об участниках / учредителях юридического лица: Антонове Алексее Петровиче (ИНН 631405602850), в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Максавто", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения об участниках/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 февраля 2024 г. N РНП-63-28
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024