Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Кварк" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 5) (изв. N 0356500003823000241),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 11:00 29.01.2024 г.
В ходе заседания Комиссией объявлен перерыв до 31.01.2024 г. целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003823000241, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 5).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.12.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 200 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.01.2024 г.
1. Заявитель сообщает, что Заказчик нарушает конкуренцию путем установления в извещении характеристик товара, которым соответствует исключительно продукция единственного производителя.
В частности, Заявитель поясняет, что единственным производителем требуемого Заказчиком в соответствии с позицией 1 приложения под наименованием Техническое задание (позиция N 1 извещения) катетера аспирационного трахеального (позиция кода КТРУ - 32.50.13.110-00005064) является компания B.Braun.
2. Также Заявитель обращает внимание на то, что Заказчик в нарушение положений Закона о закупках не требует от участников данного электронного аукциона предоставлять в составе заявки копию регистрационного удостоверения на требуемое к поставке медицинское изделие.
1. ГБУЗ ПК "ПЦРБ" в предоставленных пояснениях обращает внимание на то, что по мнению Заказчика конкуренция при проведении данного электронного аукциона нарушена не была ввиду того, что участники данной закупки предложили в своих заявках товар разных производителей.
2. Относительно второго довода жалобы Заказчик поясняет, что установление требования о предоставлении участниками электронного аукциона регистрационного удостоверения на требуемое к поставке медицинское изделие является исключительно правом Заказчика, а не его обязанностью.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Комиссия обращает внимание на то, что согласно положению позиции N 1 извещения (позиция N 1 приложения к извещению под наименованием Техническое задание), к поставке требуется Катетер аспирационный, трахеальный с кодом позиции КТРУ 32.50.13.110-00005064. К указанному товару Заказчиком установлены следующие требуемые характеристики: "длина катетера 590-610 мм, метрическая шкала с шагом не более 1 см, имеется два порта: ирригационный порт (для санации) и порт MDI".
Указанные характеристики оспариваются Заявителем.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчиком не было предоставлено каких-либо доказательств в материалах предоставленных возражений либо в иных документах, из существа которых можно было бы сделать вывод о наличии как минимум двух производителей требуемого товара.
Кроме того, Заказчик не указал ни производителей, ни данные регистрационных удостоверений товара, который по мнению Заказчика является подходящим под требования извещения.
Также стоит обратить внимание на то, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2024 NИЭА, на участие в данном электронном аукционе было подано две заявки, все из которых были признаны соответствующими положениям извещения.
Вместе с тем, участники электронного аукциона в материалах своих прикладывают регистрационное удостоверение (от 07.08.2020 N 2020/11603) на медицинское изделие одного производителя - "Медерен Неотех Лтд." (Израиль), что также подтверждает довод о наличии исключительно одного производителя требуемого товара.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Как было указано выше, предметом данной закупки является поставка Катетера аспирационного, трахеального. Также стоит обратить внимание, что Катетер аспирационный для дыхательных путей включен в Номенклатурную классификацию медицинских изделий по видам, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-03 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЭ) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ N 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - ПП РФ N 1416, Правила) утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пунктов 3, 6 Правил государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение, выдаваемое бессрочно.
Таким образом, регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим возможность обращения медицинского изделия на территории Российской Федерации и соответственно заказчик имеет полное право устанавливать требование в извещении о предоставлении участником в составе заявки копии РУ и/или информацию о нём.
Согласно извещению о проведении закупки требования к содержанию и составу заявки указаны в отдельном приложении.
Комиссия обращает внимание на то, что проанализировав приложение к извещению под наименованием "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению", установлено, что требование о предоставлении в составе заявки копии действующих регистрационных удостоверений отсутствует.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действии Заказчика п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о Закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кварк" на действия ГБУЗ ПК "ПЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 5) (изв. N 0356500003823000241) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения, предусмотренные п. 1 ч. 2, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 января 2024 г. N 1179/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024