Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 1624/24) ГБУЗ ПК "ГБ г. Соликамск" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кухто А.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (экспресс тесты для выявления антигена вируса гриппа А/В и антигена SARS-COV-2) (изв. N 0356500001123000429),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 05.02.2024 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 07.02.2024 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356500001123000429 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (экспресс тесты для выявления антигена вируса гриппа А/В и антигена SARS-COV-2). Начальная (максимальная) цена контракта - 330 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.12.2023 г. между Заказчиком и ИП Кухто А.В. (далее - Поставщик, Предприниматель) заключен контракт на поставку изделий медицинского назначения (экспресс тесты для выявления антигена вируса гриппа А/В и антигена SARS-COV-2) на сумму 328 524,00 руб. (далее - Контракт). Снижение относительно НМЦК составило - 0,45%.
В связи с тем, что Поставщиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделах N 1, 4 Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что 19.12.2023 г. в адрес Поставщика была направлена заявка Заказчика на поставку товара: набор реагентов для качественного выявления антигенов SARS- CoV-2, вирусов гриппа типов А и В в клиническом материале человека методом иммунохроматографического анализа "GT CoV-Influ antigen test" в количестве 4 200 шт. по цене 78,22 руб./шт, на общую сумму 328 524,00 рублей. Согласно условиям Договора, Товар должен был поступить Заказчику не позднее 26.12.2023 г., однако соответствующий условиям Контракта Товар Поставщик Заказчику не поставил. Претензии Заказчика остались без ответа (претензия от 28.12.2023 г. исх. N1467, претензия от 10.01.2024 г. N9). Поставленный 15.01.2024 г. Товар не соответствовал условиям Контракта, в связи с чем Поставщику был направлен мотивированный отказ от приемки Товара 26.01.2024 г. В условиях тяжелой эпидобстановки Заказчик, в отсутствии поставки тестов Поставщиком, был вынужден закупать изделия медицинского назначения (экспресс тесты для выявления антигена вируса гриппа А/В и антигена SARS-COV-2) (25.12.2023 г. по гражданско-правовому договору N55/П4/23, 15.01.2024 г. по гражданско-правовому договору N7/П4/24, 23.01.2024 г. по гражданско-правовому договору N22/П4/24, 01.02.2024 г. по гражданско-правовому договору N47/П4/24).
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 18.01.2024 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 18.01.2024 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.01.2024 г.
Информация об ИП Кухто А.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 31.06.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Поставщика указал, что 20.12.2023 г. был заказаны и оплачены медицинские изделия, предусмотренные Контрактом, при этом его поставка в адрес Предпринимателя была осуществлена лишь 09 января 2024 года. В тот же день товар был поставлен в адрес Заказчика, но в его приемке было отказано по причине срока годности, указанного на упаковке. ООО "ТестГен", являясь производителем поставляемых медицинских изделий указал, что в сентябре 2023 года были произведены дополнительные испытания по оценке стабильности данного набора и, в соответствии с полученными результатами, пояснили, что набор реагентов "GT CoV-Influ antigen test", партия 202203-87 сохраняет свои функциональные характеристики до декабря 2024 года включительно. В целях исполнения обязательств по Контракту, Поставщик, 18 января 2024 года закупил необходимый товар у иного поставщика (срок поставки до 15 февраля 2024 года). Предприниматель указывает, что 02.02.2024 г. товар был поставлен в его адрес, о чем было сообщено Заказчику.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно условиям Контракта, остаточный срок годности поставляемого товара на момент поставки должен составлять не менее 12 месяцев. Поставка товара (партии товара) осуществляется по заявке Заказчика с 15.12.2023 г. по 20.11.2024 г., в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента направления Заказчиком Поставщику в письменной форме заявки на поставку товара по факсу или электронной почте Поставщика, указанным в настоящем контракте.
19.12.2023 г. в адрес в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку товара (регламентированный срок поставки 26.12.2023 г.). Запрашиваемый Заказчиком товар был поставлен Поставщиком лишь 15.01.2024 г., при этом установлено, что такой товар не соответствовал требованию об остаточном сроке годности - не менее 12 месяцев (был указан срок годности товара до марта 2024 г.). На основании указанного Заказчиком был составлен акт об отказе в приемке товара.
Относительно представленного в адрес Комиссии Поставщиком письма производителя поставленных медицинских изделий ООО "ТестГен" от 04.10.2023 г. N 98 об установлении срока годности таких изделий до декабря 2024 г., Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323), на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Действие данных требований может быть изменено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", с учетом требований, установленных правом Евразийского экономического союза.
В силу ч. 3.1 Закона N 323, допускаются предусмотренные нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) транспортировка, монтаж, наладка, настройка, калибровка медицинского изделия и иные действия, необходимые для ввода медицинского изделия в эксплуатацию, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, и ремонт медицинского изделия по окончании срока действия регистрационного удостоверения на это медицинское изделие, если срок службы (срок годности) медицинского изделия не истек.
В соответствии с ч. 3.2 Закона N 323, до истечения срока службы (срока годности) медицинских изделий допускается обращение таких изделий, в том числе произведенных в течение ста восьмидесяти календарных дней после дня принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на медицинское изделие, в соответствии с информацией, содержащейся в таких документах до дня принятия указанного решения.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - ПП РФ N 1416), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В силу п. 4 ПП РФ N 1416, "регистрационное досье" - комплект документов, представляемых для государственной регистрации, внесения изменений в такие документы, а также копии решений, принятых регистрирующим органом в отношении конкретного медицинского изделия.
В соответствии с п. 8 ПП РФ N 1416, для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) разработчик, производитель (изготовитель) медицинского изделия или уполномоченный представитель производителя (изготовителя) (далее - заявитель) представляет либо направляет в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации медицинского изделия, а также документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил.
Согласно пп. "в" п. 10 ПП РФ N 1416, для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются в том числе, следующие документы:
- техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Установлено, что регистрационное удостоверение N РЗН 2022/17694 на товар Набор реагентов для качественного выявления антигенов SARS-CoV-2, вирусов гриппа типов А и В в клиническом материале человека методом иммунохроматографического анализа "GT CoV-Influ antigen test" было выдано 08.07.2022 г. При этом, отчет о проведении ускоренной мобильности вышеназванного медицинского изделия был сформирован производителем 19.09.2023 г., следовательно, изменений в регистрационное удостоверение N РЗН 2022/17694 на предмет увеличения срока службы медицинского изделия внесено не было.
Таким образом, поставленный Предпринимателем 15.01.2024 г. товар не соответствует требованиям Контракта.
Более того, обстоятельство преднамеренной поставки в медицинскую организацию изделия с остаточным сроком годности менее 2 месяцев вместо заявленных Поставщиком 12 месяцев, не может являться свидетельством добросовестности.
Относительно довода Поставщика о том, что товар с необходимым сроком годности был закуплен и находился на балансе с 02.02.2024 г., Комиссия отмечает, что товарная накладная N 396 от 02.02.2024 г. не содержит сведений о характеристиках такого товара, а также о соответствии его остаточного срока годности условиям Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Необходимо отметить также, что согласно Письму Министерства здравоохранения Пермского края от 26.01.2024 г. N 34-01-09-295-исх, изданному во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 18 января 2024 г. N 2 "О противоэпидемических мероприятиях по предупреждению распространения гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, внебольничных пневмоний на территории Пермского края в эпидемическом сезоне 2023 - 2024 годов", указывающего на значительный рост заболеваемости вирусными инфекциями на территории Пермского края, медицинским организациям Пермского края необходимо обеспечить наличие диагностических наборов для диагностики гриппа, ОРВИ и COVID-19, в том числе экспресс-тестов для проведения диагностических исследований.
На основании вышеуказанного, в условиях наличия соответствующей потребности, Заказчиком было заключено 4 договора на поставку диагностических наборов на общую сумму 441000,00 руб., что превышает НМЦК закупки, по результатам которой был заключен Контракт и свидетельствует о нарушении прав Заказчика.
Необходимо учитывать, что ГБУЗ ПК "ГБ г. Соликамск" является медицинской организацией, ввиду чего, нарушение условий Контракта может повлечь за собой нарушение прав граждан, в отношении которых Заказчиком оказываются медицинские услуги.
Стоит отметить, что ИП Кухто А.В. осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке ИП Кухто А.В. должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Кухто А.В. не представлено.
Комиссия отмечает, что ИП Кухто А.В. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Кухто А.В. (614025, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 76 к1, офис 201, ИНН 402715954779) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Кухто А.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 февраля 2024 г. N РНП-59-55
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024