На основании поручения ФАС России от 13.06.2019 NМС/49839-ПР/19 о проведении проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов (программ), принятых в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Приказа Красноярского УФАС России от 22.01.2024 N12/24 Инспекция Красноярского УФАС России в составе: Грицай М.А. - начальника отдела - руководителя инспекции; Купцовой С.Д. - ведущего специалиста - эксперта; Болотовой И.М. - государственного инспектора; Косенко М.А. - старшего государственного инспектора; Пшенниковой А.Н. - главного специалиста-эксперта (далее - Инспекция) провела внеплановую проверку действий заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края, комиссии по осуществлению закупок на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-23527/23 "Оказание услуги по обеспечению функционирования и предоставлению информации с автоматических пунктов весового и габаритного контроля, установленных на дорогах общего пользования регионального значения Красноярского края", закупка с номером извещения N 0119200000123022754 (далее - запрос котировок).
Проверка начата 23 января 2024 года, окончена 05 февраля 2024 года.
Проверяемый период: с 18 декабря 2023 года по 29 декабря 2023 года.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены представленные субъектами контроля и оператором электронной площадки в соответствии с запросом Красноярского УФАС России, опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого запроса котировок ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"):
1) извещение об осуществлении закупки;
2) протоколы, составленные в ходе запроса котировок;
3) заявки участников запроса котировок;
4) иные документы и информация, представленные субъектами контроля и Оператором электронной площадки.
Мотивировочная часть
Внеплановая проверка проводится на основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В связи с возникшей потребностью заказчиком совершены действия по размещению извещения о проведении электронного запроса котировок в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Инспекцией установлено, что выбор заказчиком такого способа определения поставщика, как запрос котировок, соответствует статьям 24 и 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки размещается при проведении запроса котировок не менее чем за четыре дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Нарушений сроков размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок не установлено.
Из смысла статьи 27 Закона о контрактной системе следует, что в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок предоставляются преимущества следующим участникам закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Часть 2 статьи 28 Закона о контрактной системе устанавливает, что перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной в соответствии с указанной статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Проанализировав Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень), Инспекция не установила, что учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества при осуществлении закупок услуг, которые являются предметом запроса котировок.
Часть 3 статьи 29 Закона о контрактной системе устанавливает, что перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества организациям инвалидов в соответствии с указанной статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Проанализировав указанный Перечень, Инспекция не установила, что организациям инвалидов предоставляются преимущества при осуществлении закупок услуг, которые являются предметом запроса котировок.
Из смысла статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что заказчики вправе самостоятельно применять условия о предоставлении преимуществ для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом требований к совокупному годовому объему закупок, установленных частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Проанализировав извещение запроса котировок, Инспекция установила, что заказчиком установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, что не противоречит требованиям статьи 30 Закона о контрактной системе.
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе устанавливает, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
Инспекцией не установлено, что закупаемый заказчиком товар подпадает под ограничения и условия допуска, запреты на допуск в соответствии с требованиями статьи 14 Закона о контрактной системе.
Инспекция установила, что к извещению о проведении закупки приложен проект контракта, проведя анализ положений которого, Инспекция установила, что проект контракта не содержит условия о том, что цена контракта является твердой и изменению не подлежит.
Проанализировав иные положения проекта контракта, принимая во внимание тот факт, что пунктом 9.4. проекта контракта установлена обязанность сторон во всем, что не предусмотрено контрактом, руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, Инспекция пришла к выводу о том, что цена заключаемого контракта является твердой.
Таким образом, Инспекция не установила нарушений требований законодательства о контрактной системе.
Порядок размещения извещения о запросе котировок, разъяснений положений извещения об осуществлении закупки определен статьей 43 Закона о контрактной системе.
Инспекцией не установлено нарушений, связанных с размещением извещения, разъяснением положений извещения в ЕИС.
Порядок рассмотрения заявок на участие в запросе котировок предусмотрен статьей 50 Закона о контрактной системе.
Часть 3 статьи 50 Закона о контрактной системе устанавливает, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 26.12.2023 на участие в закупке была подана 1 заявки, которая была признана соответствующей требованиям извещения. По результатам проведения процедуры запроса котировок, победителем было признано ПАО "Ростелеком", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Из смысла части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
На основании сведений единой информационной системы Инспекцией было установлено, что по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок заказчиком был заключен контракт с ПАО "Ростелеком".
Проанализировав контракт реестровая запись N 2246001772024000005, Инспекция не установила, что такой контракт заключен не на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявки ПАО "Ростелеком".
Нарушений порядка заключения контракта, предусмотренного статьей 51 Закона о контрактной системе, Инспекцией не установлено.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Нарушений сроков размещения заказчиком в единой информационной системе сведений о заключении контракта не установлено.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Красноярского УФАС России не установила нарушений в действиях заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю", уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края.
Руководитель инспекции М.А. Грицай
Участники инспекции: С.Д. Купцова
И.М. Болотова
М.А. Косенко
А. Н. Пшенникова
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2024 г. N 024/10/99-279/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024