Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонин К.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташова Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главный специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заявителя Никитина Д.Н., Якубовского А.С.;
от заказчика и уполномоченного органа Голенок А.В.,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Никитина Дмитрия
Николаевича (ИНН 650900091866) (далее - Заявитель, ИП) на положение извещения -утвержденное - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования " Холмский городской округ" (ИНН 6509022512) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования ''Холмский городской округ'' по маршруту N 2" (извещение N 0361300009123000662) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
12.01.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения Заказчика, которым допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 18.01.2024 в 11 часов 30 минут. Также объявлен перерыв в заседании на 19.01.2024.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
29.12.2023 17:30 Заказчиком размещено извещение о проведении конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования ''Холмский городской округ'' по маршруту N 2.
Начальная цена закупки составляет 0,04 руб.
Согласно первому доводу жалобы Заявителя, проект контракта размещенный в составе извещения не содержит положения предусмотренные типовыми условиями утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1445.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.2022 N 1445 утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, подлежащих применению заказчиками при осуществлении закупок указанных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - Типовые условия).
Согласно п. 5 Типовых условия в случае если контрактом предусматривается сбор платы за проезд пассажиров и провоз багажа кондукторами и (или) водителями подрядчика, направлять заказчику отчеты о собранной плате за проезд пассажиров и провоз багажа по форме и в порядке, которые установлены заказчиком.
При этом в подп. 7 п. 6.2 Проекта контракта Заказчик указанное положение предусмотрел.
В п. 4 Типовых условия содержится положение - выполнять работы самостоятельно.
В подп. 3 и 24 п. 6.4 Проекта контракта также такое условие предусмотрено.
Однако в подп. 5 п. 6.3 Проекта контракта содержится право подрядчика передавать другим лицам по своему усмотрению свои права и обязательства по контракту путем заключения договоров субподряда, при этом ответственность за исполнение переданных прав и обязательств несет "Подрядчик".
При таких обстоятельствах, подп. 5 п. 6.3 Проекта контракта не согласуется с п. 4 Типовых условий, а сам Проект контракта содержит противоречия.
В данной части довод заявителя признается обоснованным.
Согласно п. 11 Типовых условий предусматривается обязанность заказчика установить общий объем работ, подлежащий выполнению в течение срока исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в отношении каждого маршрута раздельно:
в километрах пробега транспортных средств каждого класса (вариант 1);
в часах работы транспортных средств каждого класса (вариант 2);
в километрах пробега и часах работы транспортных средств каждого класса (вариант 3).
Однако Проект контракта не содержит такие условия.
Также Заявитель указывает, что в конкурсной документации отсутствует информация в отношении графика движения и т. д., что предусмотрено в п. 11 Типовых условий. Кроме того не выполнены требования п. 12 Типовых условий.
Согласно п. 11 Типовых условий установить в отношении каждого маршрута, предусмотренного контрактом, график движения (выхода) транспортных средств, в котором указываются номер графика, дни действия графика в течение срока исполнения контракта, характеристики транспортного средства, предусмотренные реестром маршрутов, продолжительность работы транспортного средства на маршруте, пробег транспортного средства, время отправления каждого рейса из начального остановочного пункта и время прибытия каждого рейса в конечный остановочный пункт, время отправления каждого рейса из конечного остановочного пункта и время прибытия каждого рейса в начальный остановочный пункт.
В соответствии с п. 12 типовых условий установить в отношении транспортного средства, предусмотренного графиком движения (выхода) транспортных средств, минимальное количество мест для сидения, минимальное общее количество мест для пассажиров (пассажировместимость). В целях обеспечения комфортности проезда пассажиров и провоза багажа допускается установление требования к пассажировместимости с учетом норматива площади салона транспортного средства в расчете на одного стоящего пассажира, превышающего значение, указанное заводом - изготовителем транспортного средства.
В подп. 5, 6 п. 6.2 Проекта контракта содержаться указанные положения.
При этом Заказчик пояснил, что параметры маршрута отражены в отдельном файле "Описание объекта закупки".
Однако указанные условие не в полной мере соблюдены заказчиком, в частности отсутствует указание на минимальное общее количество мест для пассажиров (пассажировместимость); время прибытия каждого рейса в конечный остановочный пункт, время отправления каждого рейса из конечного остановочного пункта и время прибытия каждого рейса в начальный остановочный пункт. Фактически отсутствует детальный график транспортных средств по маршруту.
В этой части довод Заявителя также признается обоснованным.
Заявитель также указывает на то, что в Проекте контракта отсутствует указание на положение п. 15 Типовых условий, а также отсутствует информация о форме отчета о собранной плате за проезд пассажиров и провоз багажа, а также порядок его направления Заказчику согласно п. 17 Типовых условий.
Комиссия соглашается с указанным доводом, Проект контракта действительно не отвечает требованиям п. 15, 17 Типовых условий.
По мнению Заявителя также в Проекте контракта отсутствует условие предусмотренное п. 23 Типовых условий а именно, заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненный объем работ, не превышающий общего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом (отдельным этапом исполнения контракта), по цене единицы работы, установленной контрактом.
Несмотря на то, что начальная цена составляет 0,04 руб, Типовые условия необходимо соблюдать.
Довод также признается обоснованным.
Кроме того, в документации извещения о конкурсе отсутствует требование о наличии резервного автобуса.
Согласно п. 6 Приказа Минтранса России от 04.05.2018 N 172 "Об утверждении Порядка определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок" для маршрутов регулярных перевозок протяженностью до 50 километров включительно резервное количество транспортных средств одного класса составляет: одно транспортное средство в случае, если максимальное количество транспортных средств такого класса, предусмотренное в отношении каждого маршрута регулярных перевозок реестром маршрутов регулярных перевозок, составляет до 10 транспортных средств включительно.
Однако в описании объекта закупки, а также в иных документах извещения отсутствует требование о наличии резервного автобуса.
Таким образом, довод заявителя признается обоснованным.
Учитывая изложенное, Заказчик допустил нарушения п. 6 Приказа Минтранса России от 04.05.2018 N 172, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1445, а также ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель считает, что включение маршрута N2 в реестр маршрутов произведено с нарушением действующего законодательства, при том что в настоящее время ИП осуществляет перевозки с теми же параметрами по нерегулируемому тарифу на маршруте N2Т. По мнению заявителя Заказчик произвел изменения маршрута и не выполнил требования ст. 18 Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об организации перевозок ).
Комиссия оценив указанный довод, не усмотрела в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, в том числе Закона об организации перевозок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Закон о перевозках осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона о перевозках.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона об организации перевозок муниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах федеральной территории "Сириус", поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.
Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа (часть 1 статьи 11 Закона об организации перевозок).
Закон об организации перевозок различает два вида перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (пункт 16 части 1 статьи 3).
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 статьи 3).
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 18 части 1 статьи 3).
Основной целью организации уполномоченными органами местного самоуправления деятельности по регулярным перевозкам по регулируемым тарифам, в том числе по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, является обеспечение доступности транспортных услуг для населения (часть 1 статьи 14 Закона об организации перевозок).
Наряду с этим, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Закона об организации перевозок).
В этой связи Закон об организации перевозок предусматривает и различные процедуры получения права на осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок для каждого из видов перевозок (по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам).
В свою очередь, для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предусмотрена процедура определения перевозчика путем организации выдачи свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях (части 2, 3 статьи 19 Закона об организации перевозок).
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок Закон об организации перевозок определяет как документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, за исключением международных маршрутов регулярных перевозок (пункт 19 части 1 статьи 3).
Таким образом, обеспечение осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам в силу прямого указания в части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок связано с заключением государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно Законом о контрактной системе, применяемым с учетом положений Закона об организации перевозок.
Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах (ч. 2 ст. 12 Закона об организации перевозок).
Установлено, что с целью обеспечения населения транспортом отвечающим требованиям Распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" Постановлением администрации МО "ХГО" "Об утверждении Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом муниципального образования "Холмский городской округ" N 2882 от 25.12.2023 года в Реестр автобусных маршрутов введены два новых маршрута: 2 и 12 - по которым перевозка пассажиров предусматривается по регулируемым тарифам.
То есть маршрут N 2 является муниципальным маршрутом по регулируемому тарифу, а конкурс на данный маршрут разыгран в рамках Закона о контрактной системе.
Кроме того Заявителем не представлено доказательств, что маршрут N2Т по которым перевозка пассажиров осуществляется по нерегулируемому тарифу изменялся Заказчиком. Также не доказано, что Закона об организации перевозок запрещает устанавливать новые маршруты по регулируемому тарифу, при наличии существующего маршрута по нерегулируемому тарифу.
При этом в Закона об организации перевозок отсутствуют запреты (ограничения) на осуществление регулярных перевозок пассажиров по одному муниципальному маршруту двумя и более перевозчиками, при условии соблюдения положений указанного Закона.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Закона об организации перевозок.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Никитина Дмитрия Николаевича (ИНН 650900091866) на положение извещения утвержденное - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования " Холмский городской округ" (ИНН 6509022512) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории муниципального образования ''Холмский городской округ'' по маршруту N 2" (извещение N 0361300009123000662) - частично обоснованной.
2. Признать заказчика Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования " Холмский городской округ" нарушившим п. 6 Приказа Минтранса России от 04.05.2018 N 172, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. N 1445, а также ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.Э. Осташова |
|
|
Ким Ил Дя |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 января 2024 г. N 065/06/106-27/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2024