Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Тельпов И.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист эксперт-отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист эксперт-отдела контроля закупок;
при участии представителя муниципального казенного учреждения культурно-спортивный комплекс "Кристалл":
- Сальниковой Ангелины Александровны (доверенность от 29.01.2024 года N7),
в отсутствии представителей администрации Новохоперского муниципального района Воронежской области (о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
в отсутствии представителей ИП Меркулова А.А. (о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Меркулова Андрея Александровича на действия муниципального казенного учреждения культурно-спортивный комплекс "Кристалл" при проведении электронного аукциона на поставку системы освещения для нужд Муниципального Казенного Учреждения Культурно-Спортивный комплекс "Кристалл" (номер извещения: 0131300027824000001),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Меркулова Андрея Александровича (далее - Заявитель) на действия муниципального казенного учреждения культурно-спортивный комплекс "Кристалл" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку системы освещения для нужд Муниципального Казенного Учреждения Культурно-Спортивный комплекс "Кристалл" (номер извещения: 0131300027824000001) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку Описание объекта закупки сформировано без учёта каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно в рамках одной закупки объединены два договора - поставка и подряд (монтаж).
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, представлены письменные возражения (вхд. N887-ЭП/24).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
22.01.2024 года в единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 22.01.2024 N0131300027824000001.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 1 098 023,36 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка системы освещения для нужд Муниципального Казенного Учреждения Культурно-Спортивный комплекс "Кристалл".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Так, согласно Извещению объектом закупки является:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
поставка системы освещения для нужд Муниципального Казенного Учреждения Культурно-Спортивный комплекс "Кристалл" |
27.90.40.190 |
Комплектация системы освещения |
Система освещения состоит из: 1. Осветительный прибор тип1 - 2 шт. 2. Осветительный прибор тип2 - 7 шт. 3. Осветительный прибор тип3 - 7 шт. 4. Коммутатор-маршрутизатор управляющего сигнала - 1 шт. 5. Модуль фермы сценической - 6 шт. 6. Проекционное устройство - 1 шт. 7. Экран проекционный - 1 шт. Все оборудование, входящее в состав системы, составляет единую, логически и технически завершенную систему, имеет единую коммутацию и систему управления. Поставка отдельных компонентов системы не допускается. |
Пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Так, файлом "Описание объекта закупки" Заказчиком представлено Описание объекта закупки, согласно которому в состав системы освещения входит следующее оборудование:
N п/п |
Наименование товара |
1 |
Осветительный прибор тип1 |
2 |
Осветительный прибор тип2 |
3 |
Осветительный прибор тип3 |
4 |
Коммутатор-маршрутизатор управляющего сигнала |
5 |
Модуль фермы сценической |
6 |
Проекционное устройство |
7 |
Экран проекционный |
При этом, для каждого указанного оборудования, Заказчиком установлены технические, функциональные и качественные характеристики товара и их показатели, например, по позиции N1:
N п/п |
Наименование товара |
Кол-во в составе комплекта, шт. |
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. изм. |
Значения показателей товара |
1 |
Осветительный прибор тип1 |
2 |
Тип |
Прибор полного вращения |
|
|
|
Источник света |
LED |
|
|
|
Количество источников света, шт |
< 2 |
|
|
|
Мощность источника света, Вт |
> 110 |
|
|
|
Срок службы источника света, ч |
|
|
|
|
Цвет источника цвета |
Белый |
|
|
|
Общее количество гобо колёс, шт |
> 15 |
|
|
|
Количество колёс вращаемых гобо, шт |
|
|
|
|
Угол раскрытия, градус |
> 12 и |
|
|
|
Зум |
Отсутствие |
|
|
|
Тип фокуса |
Моторизированный |
|
|
|
Функция вращения призмы |
Наличие |
|
|
|
Количество каналов управления DMX-512, шт |
12, 14 |
|
|
|
Тип стробоскопа |
Электронный |
|
|
|
Количество режимов работы стробоскопа, шт |
> 3 |
|
|
|
Разъём питания |
Powercon |
|
|
|
Звуковая активация |
Наличие |
|
|
|
Максимально потребляемая мощность, Вт |
> 200 и < 230 |
|
|
|
Размеры, мм |
> 270x365x170 и < 275x370x180 |
|
|
|
Вес, кг |
> 6 и < 8 |
Комиссия Воронежского УФАС России изучив объект закупки, а также описание объекта закупки установила следующее.
1. Комплектность товара - это условие о том, какие части, детали и компоненты (комплектующие изделия) входят в состав товара (п. 1 ст. 478 Гражданского кодекса Российской Федерации). В хозяйственной практике для характеристики комплектности товара часто используется термин "комплектация".
Комплектующие изделия по смыслу ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации являются принадлежностью основного товара (главной вещи), предназначены для его обслуживания и связаны с ним общим назначением. При этом принадлежность следует судьбе главной вещи (т.е. все комплектующие детали должны быть переданы вместе с товаром).
Комплект в отличие от комплектности - это набор разных товаров, которые функционально могут использоваться самостоятельно, но передаются вместе, тогда как комплектующие товара, как правило, самостоятельно не эксплуатируются.
Так, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что Заказчик в составе одного кода ОКПД2 (27.90.40.190, Оборудование электрическое прочее, не включенное в другие группировки) закупает обособленные товары, например, экран проекционный и осветительный прибор тип1, объединяя это в "систему освещения".
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как следует из вышеизложенного, Заказчик при наличии в КТРУ соответствующей объекту закупки позиции, обязан использовать описание объекта закупки, в соответствии с позицией КТРУ.
При этом, Пунктом 8 Правил использования КТРУ предусмотрено, что при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Так, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что КТРУ содержит коды позиции на товары, закупаемые Заказчиком, а именно:
N пункта согласно файла "Приложение 1 -ТЗ" |
Название закупаемого объекта |
Код КТРУ |
1 |
Осветительный прибор тип1 |
27.40.33.190-00000002 или 27.40.33.190-00000003 (обязательны для применения с 25.12.2023 г.). |
2 |
Осветительный прибор тип2 |
27.40.33.190-00000002 или 27.40.33.190-00000003 (обязательны для применения с 25.12.2023 г.). |
3 |
Осветительный прибор тип3 |
27.40.33.190-00000002 или 27.40.33.190-00000003 (обязательны для применения с 25.12.2023 г.). |
4 |
Коммутатор-маршрутизатор управляющего сигнала |
26.30.11.110-00000001 (обязателен для применения с 09.12.2023) |
7 |
Экран проекционный |
26.70.17.150-00000001 (обязателен для применения с 01.10.2020) |
Вместе с тем, Заказчиком, а также организацией, осуществляющей размещение в нарушение пункта 4, пункта 8 Правил использования КТРУ, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе при Описании объекта закупки не использованы позиции КТРУ, а также характеристики, предусмотренные данными позициями.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что сформированное Заказчиком наименование объекта закупки не предопределяет применение либо неприменение позиций каталога, сформированных в отношении определенного наименования товара, учитывая, что согласно положениям Закона о контрактной системе наименование объекта закупки не тождественно наименованию закупаемого товара. Так, в частности, одно наименование объекта закупки может включать несколько наименований закупаемых товаров.
2. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Так, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (ред. от 09.12.2023) "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 7 Постановления N878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
При этом, Комиссией Воронежского УФАС России при рассмотрении настоящего обращения установлено следующее:
N |
Описание объекта закупки |
Перечень |
||
|
Наименование |
ОКПД2 |
Наименование |
ОКПД2 |
1 |
Осветительный прибор тип1 |
27.40.33.190 |
Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света |
27.40.33 |
2 |
Осветительный прибор тип2 |
27.40.33.190 |
Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света |
27.40.33 |
3 |
Осветительный прибор тип3 |
27.40.33.190 |
Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света |
27.40.33 |
4 |
Коммутатор-маршрутизатор управляющего сигнала |
26.30.11.110 |
Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации |
26.30.11.110 |
5 |
Модуль фермы сценической |
25.11.23.119 |
Отсутствует |
Отсутствует |
6 |
Проекционное устройство |
26.20.17.120 |
Мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных |
26.20.17 |
7 |
Экран проекционный |
26.70.17.150 |
Отсутствует |
Отсутствует |
Таким образом, Заказчиком, Организацией, осуществляющей размещение в нарушение пункта 7 Постановления N878, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предметом одной закупки, является оборудование, включенное в Перечень, и оборудование, которое в нём отсутствует.
Вышеуказанное нарушения содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, формирование предмета закупки подобным образом, фактически исключает возможность производителям из государств - членов Евразийского экономического союза рассчитывать на преимущества, предусмотренные Постановлением N878, поскольку предоставление выписки из реестра радиоэлектронной продукции на товары - Модуль фермы сценической, Экран проекционный невозможно, ввиду отсутствия данных товаров в Перечне.
3. Относительно довода о незаконном объединении договоров поставки и подряда (монтаж), Комиссия Воронежского УФАС России сообщает, что Закон о контрактной системе не содержит ограничений/запрета по включению в состав одного предмета контракта поставки оборудования и его монтаж.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меркулова Андрея Александровича на действия муниципального казенного учреждения культурно-спортивный комплекс "Кристалл" при проведении электронного аукциона на поставку системы освещения для нужд Муниципального Казенного Учреждения Культурно-Спортивный комплекс "Кристалл" (номер извещения: 0131300027824000001) обоснованной частично.
2. Признать в действиях муниципального казенного учреждения культурно-спортивный комплекс "Кристалл", администрации Новохоперского Муниципального района Воронежской области нарушение пункта 4, пункта 8 Правил использования КТРУ, пункта 7 Постановления N878, части 3 статьи 14, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному казенному учреждению культурно-спортивный комплекс "Кристалл", администрации Новохоперского Муниципального района Воронежской области обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона на поставку системы освещения для нужд Муниципального Казенного Учреждения Культурно-Спортивный комплекс "Кристалл" (номер извещения: 0131300027824000001).
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Заместитель И.А. Тельпов
председателя комссии
Члены комиссии:
М.С. Сороколетов
В.С. Шпарло
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 6 февраля 2024 г. N 036/06/33-149/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024