на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) проведена проверка действий заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Комсомольская межрайонная больница" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница", заказчик) на предмет соблюдения требований действующего законодательства при заключении договора от 05.12.2023 N 96/75 на поставку анализатора гликозилированного гемоглобина Quo-Lab Analyzer System с принадлежностями, Германия, РУ N РНЗ 2013/473.
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение Глуховой М.С., направленное Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", о признаках нарушения заказчиком - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" действующего законодательства при заключении договора от 05.12.2023 N 96/75 на поставку анализатора гликозилированного гемоглобина Quo-Lab Analyzer System с принадлежностями, Германия, РУ N РНЗ 2013/473.
Как следует из информационного письма УФК по Хабаровскому краю, при заключении договора от 05.12.2023 N 9675 на поставку медицинского изделия заказчиком не применены положения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий", а также положения статьи 14 Закона N 44-ФЗ, в частности не применен национальный режим в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком по запросу Хабаровского УФАС России, установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены случаи, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Закупка у единственного поставщика не является конкурентным способом закупки. В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ извещение о закупке у единственного поставщика не подлежит публикации в единой информационной системе в сфере закупок.
Как установлено Инспекцией, договор от 05.12.2023 N 96/75 на поставку анализатора гликозилированного гемоглобина Quo-Lab Analyzer System с принадлежностями, Германия, РУ N РНЗ 2013/473 заключен заказчиком - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" с ООО "Медиас" (далее также - договор), с ценой договора 598 000,00 рублей, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Рассматриваемая закупка проведена в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.06.2021 N ПГ-12-6532, прямые контракты не входят в минимальную долю квотируемого товара по причине того, что национальный режим в закупках у единственного поставщика не применяется, за исключением случаев, если закупка у единственного поставщика осуществляется в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ или в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В рассматриваемом случае спорный договор заключен с единственным поставщиком в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, следовательно, национальный режим в этом случае не применяется.
В силу ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее также - Приказ Минздрава России N 724н).
Проанализировав положения Приказа Минздрава России N 724н, Инспекция приходит к выводу, что в рамках рассматриваемого договора указанный приказ подлежит применению ввиду следующего.
Предметом закупки является поставка анализатора гликозилированного гемоглобина Quo-Lab Analyzer System с принадлежностями, что соответствует коду ОКПД2 26.60.12 "Аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях".
В соответствии с Информационной картой типового контракта (приложение N 2 к Приказу Минздрава России N 724н) типовые условия должны применяться в случае проведения закупок, имеющих определенный код (коды) предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), при этом, Инспекцией установлено, что среди указанных видов продукции, при закупке которых использование типовых условий контракта является обязательным, имеется вид продукции, являющейся объектом рассматриваемого договора.
Таким образом, в действиях заказчика - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" установлено нарушение ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, ответственность за указанное нарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, поэтому Инспекцией принято решение не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На дату проведения контрольного мероприятия договор от 05.12.2023 N 96/75 исполнен, товар "Анализатора гликозилированного гемоглобина Quo-Lab Analyzer System с принадлежностями", Германия, РУ N РЗН 2013/473 поставлен ООО "Медиас" и принят заказчиком согласно Акту приема-передачи от 22.12.2023.
В связи с тем, что исполнение спорного договора завершено, Инспекцией принято решение предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - КГБУЗ "Комсомольская межрайонная больница" нарушившим ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
2. Предписание не выдавать.
Настоящий акт может быть обжалован в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2024