Инспекцией управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
В присутствии представителей:
От заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: Степико С.А., представитель по доверенности N16-27/79-19 от 12.09.2024, Шустик А.В., представитель по доверенности N20-05/83 от 30.10.2023.
От ООО "Уч-Сфера", представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом).
в связи с поступлением обращения от ООО "Уч-Сфера", о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена проверка действий заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе.
В ходе проведения проверки Инспекция Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение от ООО "Уч-Сфера" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей в 2023 году (извещение N0222100000123000271).
Заявитель указывает в своей жалобе на составление описания объекта закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, установленные заказчиком характеристики влекут ограничение количества участников закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0222100000123000271 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 19.10.2023.
Предмет закупки: выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3000000,00 руб.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Дата окончания срока подачи заявок - 07.11.2023 в 07:00.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2023 в ходе проведения закупки поступила 1 заявка, Заявка признана закупочной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Изучив материалы дела N7-3/112, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Как установлено п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено материалами дела предметом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей: Протез кисти косметический, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти; Протез предплечья косметический; Протез плеча косметический; Протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти; Протез предплечья рабочий; Протез плеча рабочий; Протез кисти активный (тяговый), в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти; Протез предплечья активный (тяговый); Протез плеча активный (тяговый); Протез после вычленения плеча функционально-косметический.
В техническом задании (Приложение 1 к Извещению), а именно в п. 3 Заказчиком установлены требования к функциональным и техническим характеристикам работ, соответствующим потребностям инвалидов, для обеспечения которых осуществлялась данная закупка.
Согласно пояснениям заказчика, требования к техническим характеристикам работ, установлены в соответствии с потребностями застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьями 10, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N181-ФЗ), пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, (далее - Правила N 240) государство гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р протезы (за исключением высокофункциональных Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю e-mail: to27@fas.gov.ru 2 протезов с микропроцессорным управлением) отнесены к техническим средствам реабилитации.
Согласно пункту 2 Правил N 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение техническим средством (изделием) осуществляется уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медикотехнической экспертизы, и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 6 п. 5 Правил N 240).
Функциональные и технические характеристики протезов в техническом задании (Приложение 1 к Извещению) соответствуют характеристикам наиболее востребованных в прошлых периодах протезов, установленным в ранее заключенных Заказчиком контрактах, исходя из ожидаемых потребностей в обеспечении инвалидов аналогичными протезами в 2023 году.
Результатом закупки является восстановление опорной и двигательной функций конечностей, создание условий для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Хабаровское УФАС России не представлено.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Вместе с тем, при подготовке процедуры закупки Заказчиком в ЕИС опубликован запрос о предоставлении ценовой информации от 05.07.2023 N 0222100000123000325, на который получены 3 коммерческих предложения от различных поставщиков (исх. N 00968 от 05.07.2023/вх. N 12/96222 от 05.07.2023; исх. б/н б/д/вх. N 12/96902 от 06.07.2023; исх. N 01-269 от 05.07.2023/ вх. N 12/96906 от 06.07.2023).
Таким образом, Инспекция Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, требования документации, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод обращения признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ИНН 2700000313) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей в 2023 году (извещение N0222100000123000271) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 февраля 2024 г. N 26 (ключевые темы: характеристика - участники закупок - социальное страхование - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024