Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- заявителя - ООО "Уч-Сфера" - представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом);
- заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области - представитель не явился (о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом),
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена проверка действий заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "Уч-Сфера" о нарушении требований Закона о контрактной системе заказчиком - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку в 2023 году специальных средств при нарушении функций выделения (извещение N 0222100000123000306 от 03.11.2023).
Из обращения заявителя следует, что заказчиком описание объекта закупки составлено под конкретного производителя с официального сайта или из рекламной брошюры, что приводит к ограничению конкуренции, в частности не позволяет заявителю вести честную борьбу за право поставки своей продукции путем снижения ценовых предложений и экономии бюджетных средств.
Заказчиком представлены в антимонопольный орган письменные пояснения, согласно которым на участие в спорной закупке подана единственная заявка ООО "Спецтехцентр ДВ", заказчиком получены три коммерческих предложения о предоставлении ценовой информации (по закупке от 09.10.2023 N 0222100000123000489), заказчик считает доводы обращения необоснованными в полном объеме.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком проведен запрос котировок в электронной форме на поставку в 2023 году специальных средств при нарушении функций выделения.
Извещение N 0222100000123000306 о проведении закупки (далее также - Извещение) размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС) 03.11.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 378 070,74 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 13.11.2023 07:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 14.11.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0222100000123000306 от 13.11.2023 на участие в закупке подана 1 (одна) заявка N 115298483.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
По результатам рассмотрения единственной заявки (заявка ООО "Спецтехцентр ДВ"), заявка признана соответствующей требованиям закупки, принято решение о заключении контрактов с ООО "Спецтехцентр ДВ".
16.11.2023 между ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО и ООО "Спецтехцентр ДВ" заключен контракт N 377/23-7 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения (реестровый номер 12700000313 23 000297), контракт исполнен.
Изучив материалы дела N 7-3/63, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено Инспекцией, описание объекта закупки (функциональные характеристики товара и их значения) сформировано заказчиком в соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (КТРУ 32.50.13.190-00006910; КТРУ 32.50.13.190-00006912; КТРУ 32.50.13.110-00003234; КТРУ 32.50.13.190-00006909; КТРУ 32.50.13.190-00006894).
В связи с тем, что по указанным КТРУ характеристики закупаемого товара отсутствуют, заказчик вправе включить в извещение о проведении закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом заказчик вправе детализировать предмет закупки.
Так, в Техническом задании (описание объекта закупки) на поставку в 2023 году специальных средств при нарушении функций выделения (приложение N 1 к Извещению об осуществлении закупки) (далее также - Техническое задание) заказчик установил требования к функциональным и техническим характеристикам товара, связанным с определением соответствия поставляемых товаров Национальным стандартам, в том числе ГОСТ Р 58235-2022 "Специальные средства при нарушении функции выделения. Термины и определения. Классификация" с необходимой детализацией исходя из потребностей медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе следующие характеристики:
N п/п |
Техническое задание |
|
1 |
Защитная пленка для защиты кожи вокруг стомы и кожи промежности от агрессивного воздействия мочи и кала, а также от механических повреждений при отклеивании адгезивов, при нанесении и высыхании должна образовывать на коже полупроводящую эластичную защитную пленку, устойчивую к воздействию воды. Флакон не менее 50 мл. Код позиции ОКПД 2 32.50.13.190 |
п. 3.28. Средство для защиты кожи вокруг стомы и кожи промежности от агрессивного воздействия мочи и кала, а также от механических повреждений при отклеивании адгезивов |
2 |
Очиститель для кожи вокруг стомы - очищающее средство, заменяющее мыло и воду, растворители и другие агрессивные, высушивающие кожу вещества, должен позволять безопасно удалять остатков адгезивов и других средств ухода за кожей, комфортно обеспечивать гигиену кожи вокруг стомы. Флакон не менее 180 мл. КТРУ 32.50.13.190-00006910 |
п.3.26. Средство, замещающее мыло и воду, для очищения кожи вокруг стомы и промежности от кала, мочи и других агрессивных выделений, а также для удаления остатков адгезивов и других средств ухода за кожей. |
3 |
Нейтрализатор запаха. Представляет собой бесцветную жидкость в виде концентрированного раствора. Нейтрализатор запаха должен быть предназначен для нейтрализации или абсорбирования запаха в стомных мешках калоприемников/ уроприемников, а также в мочеприемниках при их замене или дренировании. Флакон не менее 50 мл с специальным капельным дозатором. КТРУ 32.50.13.190-00006912 |
п. 3.20. Средство, эффективно нейтрализующее запах внутри стомного мешка, в виде жидкости, порошка, пудры, гранул и других форм. |
4 |
Катетер для эпицистомы (катетер уретральный длительного пользования) должен состоять из трубки с усиленной неперекручивающейся стенкой, которая заканчивается прочным, гладким, атравматичным, слепым концом (пузырный, проксимальный), с одной стороны и воронкообразным расширением для подключения к мочеприемному устройству, с другой стороны. На дистальном конце катетера должно быть: - порт c цветомаркированным коннектором для раздувания баллона (сбоку); - маркировка объема баллона, размера и материала покрытия, максимального объема заполнения баллона. Ниппельный клапан порта предназначен для наполнения баллона стерильной дистиллированной водой шприцем без иглы исключая утечку воды. У проксимального конца катетера должен быть прочный и симметричный баллон для наполнения дистиллированной водой или водой для инъекций. Вблизи пузырного конца катетера должны быть гладкие боковые овальные дренажные отверстия. Характеристики катетера: - длина не менее 230 мм и не более 410 мм; - размеры от Сh-8 до Сh-30; - баллон объемом не менее 530 куб. мм. Катетер должен быть упакован в развернутом виде, что позволяет его вводить прямо из пакета, не прикасаясь к нему. Упаковка должна быть стерильная, двойная, с вертикальными насечками по обеим сторонам внутренней упаковки для освобождения проксимального и дистального концов катетера и с горизонтальными насечками по всей длине внутренней упаковки для высвобождения катетера из упаковки после его установки в мочевой пузырь. КТРУ 32.50.13.110-00003234 |
п. 3.42. Двухходовый (с одним ходом для раздувания баллона, вторым - для присоединения к мешку-мочеприемнику) баллонный катетер (баллон служит для удержания катетера внутри мочевого пузыря) для эпицистостом или катетер Пеццера для эпицистостом. |
5 |
Пара ремешков для крепления мочеприемников (мешков для сбора мочи) к ноге должны быть эластичные, регулируемые по длине, в индивидуальной упаковке. КТРУ 32.50.13.190-00006909 |
п. 3.18. Парные эластичные ремешки для крепления мочеприемников на ноге, регулируемые по длине. |
6 |
Стерильный катетер однократного применения. На поверхность катетеров должно быть нанесено специальное покрытие - лубрикант. Катетер должен быть в виде полой прямой трубки, имеющей два латеральных отверстия увеличенного диаметра, расположенных уступом. Коннектор катетера должен иметь коническую форму, цветовую кодировку и должен подходить к любому типу мочеприемника. Характеристики катетера: - размер Ch-10; - длина 40 +/- 2 см. Наконечник катетера должен быть прямой, цилиндрический, типа Нелатон с двумя боковыми отверстиями, с покрытыми поливинилпирролидоном краями. КТРУ 32.50.13.190-00006894 |
п. 3.44. Одноходовый безбаллонный урологический катетер, покрытый снаружи гидрофильным лубрикантом, с гладким атравматичным наконечником, например прямым типа Нелатон, изогнутым типа Тиманн или другого типа, с двумя или более боковыми отверстиями, с воронкообразным коннектором для соединения с мочеприемником. |
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Хабаровское УФАС России не представлено.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении о проведении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения, Инспекция приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области нарушений Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме поставку в 2023 году специальных средств (извещение от 03.11.2023 N 0222100000123000306).
Также, Инспекция отмечает, что заявитель не является участником рассматриваемой закупки, доводы обращения не содержат положений, согласно которым условия извещения о проведении закупки нарушили права и законные интересы ООО "Уч-Сфера", не позволившие ему подать заявку на участие в запросе котировок.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Закона о контрактной системе не установлено, доводы обращения являются необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024