Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее по тексту - Инспекция) в составе:
в связи с поступлением из ФАС России обращения Члена Совета по развитию системы закупок ТПП РФ, члена Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по защите конкуренции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.Г.Т. (вх. N 410-ЭП/24 от 25.01.2024), указывающего на признаки нарушения комиссией по осуществлению закупок Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области", положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков (номер извещения: 0857200000223000423), на основании Приказа Псковского УФАС России N 10/24 от 29.01.2024, проведена внеплановая проверка.
Субъект контроля: Государственное бюджетное учреждение Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (ИНН 6027143462; ОГРН 1126027003805).
Юридический и почтовый адрес проверяемой организации: 180002, Псковская область, г. Псков, ул. Госпитальная, д. 7А.
Место проведения проверки: 180017, Псковская область, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13.
Срок проведения проверки: с 29 января 2024 года по 05 февраля 2024 года.
Цель и задача проверки: проверка действий комиссии по осуществлению закупок Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее по тексту - ГБУ ПО "Псковавтодор"), положений Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков (номер извещения: 0857200000223000423).
Предметом настоящей проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе.
В силу подпункта "б" части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания.
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены:
1. Обращение Члена Совета по развитию системы закупок ТПП РФ, члена Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по защите конкуренции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.Г.Т. от 09.11.2023 N 15-ДГТ/23 "О расходовании бюджетных средств вследствие неправомерного применения преференции организациям инвалидов в рамках Закона о контрактной системе", направленное в адрес Генерального прокурора Российской Федерации;
2. Письменные объяснения членов комиссии по осуществлению закупки Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор", при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков (номер извещения: 0857200000223000423) от 31.01.2024 и приложенные к ним документы;
3. Письменные пояснения директора ООО "Ламирэль" С.Л.Э. и приложенные к ним документы;
4. Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0857200000223000423 от 17.08.2023;
5. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2023 N ИЭА1 (протокол подведения итогов электронного аукциона N 0857200000223000423-2 от 01.09.2023);
6. Заявки участников закупки с идентификационными номерами - "21", "22", "23", "24", "25", "26", "27", "28", "29", представленные оператором электронной площадки - ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru);
7. Сведения (документы), размещенные на официальном сайте Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" (https://oirostar.ru/), в частности:
- Устав Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации";
- протокол Общего собрания учредителей Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" от 20.02.2019.
В своем обращении Член Совета по развитию системы закупок ТПП РФ, член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по защите конкуренции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.Г.Т., в связи с поступлением в его адрес обращений, связанных с неправомерным предоставлением заказчиками контрактной системы преференций региональным организациям инвалидов и их дочерним хозяйственным обществам, что приводит к неправомерному избыточному расходованию средств и практической невозможности осуществления принципа обеспечения конкуренции между участниками закупок, просил провести проверку правомерности предоставления заказчиками контрактной системы преференции участнику закупки - ООО "Ламирэль", по итогам проведения электронных аукционов, в том числе при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков (номер извещения: 0857200000223000423).
Члены комиссии по осуществлению закупки Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор", в ходе проведения настоящей проверки представили письменные объяснения, в которых указали, что действия комиссии по осуществлению закупки Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку дорожных знаков (номер извещения: 0857200000223000423) в части предоставления преференций победителю - ООО "Ламирэль", в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе правомерны и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Директор ООО "Ламирэль" С.Л.Э. в ходе проведения настоящей проверки также представил письменные пояснения и документы о соответствии указанного Общества требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении Заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка осуществлена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено:
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной, системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
17.08.2023 заказчиком - ГБУ ПО "Псковавтодор", объявлен электронный аукцион на поставку дорожных знаков (номер извещения: 0857200000223000423).
Извещение N 0857200000223000423 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее по тексту - ЕИС) в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru - 17.08.2023 в 15:02 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10639874,30 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 25.08.2023 в 10:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо сумме цен - 25.08.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.08.2023.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru).
Кроме того, в извещении N 0857200000223000423 о проведении вышеуказанного электронного аукциона Заказчиком установлены преимущества:
- Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15,0%;
- Организациям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе - 15,0%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2023 N ИЭА1 (протокол подведения итогов электронного аукциона N 0857200000223000423-2 от 01.09.2023), на участие в указанном электронном аукционе было подано 9 (девять) заявок с идентификационными номерами - "21", "22", "23", "24", "25", "26", "27", "28", "29", из которых 7 (семь) заявок с идентификационными номерами - "22", "24", "25", "26", "27", "28", "29", комиссией по осуществлению закупок Заказчика были признаны соответствующими извещению, а 2 (две) заявки с идентификационными номерами - "21", "23", были отклонены за непредставление информации, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, части 2 документа "Требования к содержанию и составу заявки" (не представлены конкретные характеристики поставляемого товара, соответствующие показателям установленным в документе "Описание объекта закупки").
По итогам проведения вышеуказанного электронного аукциона комиссией Заказчика по осуществлению закупок было принято решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером - "29" (ООО "Ламирэль"), победителем вышеуказанного электронного аукциона, подавшего заявку с предложением цены контракта 6898809,92 рублей (снижение 35,16%), и о заключении с последним контракта по цене контракта 7933631,40 рублей.
Статьей 29 Закона о контрактной системе установлено, что в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги. Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, в числе прочего, должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией).
В соответствии с пунктом 12 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60, для регистрации юридического лица, иностранного юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица уполномоченное лицо формирует информацию и документы, в числе которых декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе (если участник закупки является такой организацией).
Абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее по тексту - Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ предусмотрено, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее по тексту - уставные цели).
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ, одной из организационно-правовых форм, в которой могут создаваться общественные объединения, является общественная организация, критерии для которой определены в статье 8 данного Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ предусмотрено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Таким образом, в качестве структурных подразделений общероссийского общественного объединения (общероссийской общественной организации) выступают: 1) организации; 2) отделения; 3) филиалы; 4) представительства.
При этом по требованиям вышеприведенных норм, структурные подразделения общероссийского общественного объединения не могут рассматриваться в качестве регионального общественного объединения.
В ходе анализа документов, представленных оператором электронной площадки, письменных объяснений и документов, представленных членами комиссии по осуществлению закупок Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор", а также представителем победителя вышеуказанного электронного аукциона - ООО "Ламирэль", Инспекцией Псковского УФАС России установлено, что среди 7 (семи) заявок участников настоящей закупки, признанных комиссией по осуществлению закупок Заказчика соответствующими вышеуказанному извещению, в подтверждение соответствия требованиям статьи 29 Закона о контрактной системе только ООО "Ламирэль" в составе заявки были представлены следующие документы: декларация о соответствии участника требованиям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, в которой указано, что указанное Общество относится к организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%; письмо о применении преференции при заключении контракта; выписка из ЕГРЮЛ.
Как следует из протокола Общего собрания учредителей Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" от 20.02.2019 в структуре указанной общероссийской общественной организации инвалидов созданы региональные отделения на территории более половины субъектов Российской Федерации, в том числе и во Владимирской области (вопрос 8 повестки дня Общего собрания учредителей).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о юридическом лице - ООО "Ламирэль", учредителем данной организации является Владимирское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" (ИНН 3328023371), с долей участия в уставном капитале 100%.
Согласно сведениям, размещенным на сайте https://oirostar.ru/, Владимирское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" является Региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации"
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 Устава Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации", размешенном на официальном сайте организации https://oirostar.ru/, структуру Организации образуют региональные отделения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Уставом, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Владимирское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" является структурным подразделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации", что свидетельствует об отнесении ее к общероссийскому общественному объединению, а ООО "Ламирэль", как и его учредитель Владимирское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" также является структурным подразделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" и, соответственно, на него распространяется действие части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, Инспекция Псковского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика - ГБУ ПО Псковавтодор", в части предоставления преференций победителю вышеуказанного электронного аукциона - ООО "Ламирэль", в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе правомерны и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Инспекция Псковского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
В действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (ГБУ ПО "Псковавтодор"), нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 5 февраля 2024 г. N 2/44
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024