Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Елестра" на положение извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой и мягкой фиксации в 2024 году (номер извещения: 0257100000124000006), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
22.01.2024 Заказчиком - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области объявлен электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению корсетов полужесткой и мягкой фиксации в 2024 году (номер извещения: 0257100000124000006).
Извещение N 0257100000124000006 о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 22.01.2024 14:28.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 560 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 02.02.2024 09:00.
Оператор электронной площадки: РТС-тендер.
01.02.2024 (вх.N 541-ЭП/24) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 07.02.2024 в 12 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела исх.N 1 от 01.02.2024).
Исходя из описания объекта закупки следует, что при выполнении работ необходимо оказание медицинских услуг, для оказания которых необходимо наличие лицензии, а также место нахождения подрядчика ограничивается пределами Псковской области, так как необходимость манипуляций с получателями данных товаров ограничивает количество участников по территориальному признаку. Вышеназванные положения ограничивают конкуренцию, являются незаконными и необоснованными.
Представители Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх. N НМ-16-21/5595 от 06.02.2024, в материалах дела):
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности содержится в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида. Потребность получателей в протезно-ортопедических изделиях основывается на индивидуальной программе реабилитации или абилитации. Работы по изготовлению корсетов осуществляются по индивидуальным заказам получателей. Работы по изготовлению протезно-ортопедических изделий включают комплекс различных мероприятий, проводимых с инвалидами, в том числе медицинских, технических и социальных. Требования об оказании медицинских услуг, а также о наличии лицензии не установлено. Получатели протезно-ортопедических изделий проживают на территории Псковской области, поэтому обеспечение и выдача изделий предусмотрены по месту нахождения и/или жительства получателя либо по месту нахождения пункта выдачи. Требования о выполнении работ по изготовлению изделий исключительно на территории Псковской области документантация не содержит.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми Заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить в извещении о проведении закупки такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его комплектности, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребности с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240) предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.
Пунктом 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240) предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Назначение инвалиду конкретного вида технического средства реабилитации в индивидуальной программе реабилитации осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы на основании Перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 342н от 27.04.2023).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в индивидуальной программе реабилитации инвалидов установлено, вид технического средства, которым необходимо обеспечить инвалида. При формировании объекта закупки заказчик составлял описание объекта закупки на основании имеющихся индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в которых указаны конкретные виды технических средств реабилитации (изделий).
В соответствии с ч.5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе, запросов на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки не поступало.
Как установлено, Заявитель с запросом за разъяснениями не обращался.
Заявителем была подана заявка на участие в вышеуказанном аукционе, которая Заказчиком была допущена.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не представил.
Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Електра" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 февраля 2024 г. N 060/06/31-33/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024