Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Тотал-Капитал" на действия Заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (извещение N 0320100015023000035) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как нарушил порядок заключения контракта.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения присутствующей стороны Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2023 NИЭА1 на участие в закупке подано 7 заявок, которые признаны соответствующими требованиям извещения.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
18.12.2023 01:51 (МСК+7) на электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 18.12.2023 для подписания участником с идентификационным номером заявки 50.
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона N44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Участник с идентификационным номером заявки 50 не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ, в связи с чем был признан уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 19.01.2024 NППУ20_1).
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51 Закона N44-ФЗ Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта.
22.01.2024 11:23 (МСК+7) на электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 18.12.2023 для подписания участником с идентификационным номером заявки 241.
Согласно части 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
25.12.2023 участником с идентификационным номером заявки 241 (ООО "Тотал-Капитал") сформирован протокол разногласий.
В соответствии с протоколом разногласий ООО "Тотал-Капитал" не согласно с пунктами 10.9, 4.4.12.4 Проекта контракта, просило внести изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ протокол разногласий может быть сформирован в одном или несколько случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ определена следующая информация, подлежащая включения в проект контракта: информация, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 подлежит включению информация о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с извещением о проведении закупки, описания объекта закупки срок исполнения контракта 30.11.2025.
В связи с тем, что в размещенном проекте контракта информация в пункте 10.9 Проекта контракта не соответствовала извещению о проведении закупки, Заказчиком правомерно учтены требования победителя закупки, указанные в протоколе разногласий.
В соответствии с пунктом 4.4.12.4 Проекта контракта Исполнитель обязан обеспечить проведение торгов по реализации арестованного имущества путем проведения торгов в электронной форме, на торговых площадках, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
Указанное требование относится к порядку исполнения обязательств по контракту и не относится к информации, подлежащей изменению посредством протокола разногласий предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ.
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что ООО "Тотал-Капитал" ознакомившись с извещением о проведении закупки, а также приложениями к извещению подало заявку на участие в закупке, принимало участие в аукционе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона N44-ФЗ жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
ООО "Тотал-Капитал" не воспользовалось своим правом на обжалование положений извещения и/или приложений в установленный законом срок.
Комиссия соглашается с доводом подателя жалобы о том, что указанное распоряжение не утверждает Перечень операторов электронных площадок для проведения торгов по реализации арестованного имущества. Вместе с тем Комиссия отмечает, что операторы электронный площадок, предусмотренные указанным распоряжением, соответствуют ряду требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656. Соответствие оператора электронной площадки указанным требованиям позволяет обеспечить процедуры торгов открытыми, прозрачными и доступными как для организаторов торгов, так и для потенциальных участников, способствует систематизации и оптимизации процедур проведения торгов, снижает количество нарушений и злоупотреблений при их проведении.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное заказчиком требования к электронным площадкам исключительно направлено на соблюдение принципа достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку только при установленных требованиях заказчик может рассчитывать на добросовестную реализацию арестованного имущества.
Комиссия также отмечает, что, обеспечивая соблюдение принципа конкуренции в закупках, заказчик не может и не должен совершать указанное в ущерб принципу достижения заданных результатов и эффективности осуществления закупок, поскольку это приведет, во-первых, к нерациональному расходованию заказчиком бюджетных средств, во-вторых, может отрицательно сказаться на качестве оказания услуги.
Кроме того, в вышеуказанные перечни включены ряд операторов электронных площадок (не один оператор), что свидетельствует о том, что принцип конкуренции заказчиком в целом обеспечен (заказчик не обязан расширять конкуренцию до всех без исключения участников рынка). Более того, операторы электронных площадок, не включённые в вышеуказанные перечни, не лишены возможности участвовать в рассматриваемой закупке и производить процедуры торгов на площадках, включенных в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р.
Комиссия отмечает, что указанный вывод коррелируется с позицией ФАС России, изложенной в письме NПИ/31637/22 от 04.04.2022, а также с позициями органов судебной власти, изложенными в актах по делам NN А40-186564/2019, А40-83751/2020.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Тотал-Капитал" на действия Заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (извещение N 0320100015023000035) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 6 февраля 2024 г. N 025/06/49-87/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024