Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * О.В. - ведущий специалист-эксперт Иркутского УФАС России;
В отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы представителей МИНИСТЕРСТВА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик);
При участии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - * Е.В. (доверенность от 10.05.2023 г.); представителя ООО "СТМ" (далее - Заявитель) - * А.С. (доверенность N1 от 02.02.2024 г.)
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Приобретение жилого помещения г. Ангарск (за исключением мкр. Юго-Восточный, мкр. Китой)", извещение N0134200000124000101, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 31 января 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что требование, содержащееся в извещении о закупке о том, что в отношении жилого помещения не осуществлялся перевод из нежилого помещения в жилое помещение, ограничивает количество потенциальных участников закупки и не позволяет заявителю принять участие в данной закупке.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик и уполномоченный орган считают, что Описание объекта закупки сформировано исходя из потребностей заказчика и не нарушает положений ст. 33 ФЗ-44, в связи с чем полагают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 23.01.2024 г. уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона, реестровый номер N 0134200000124000101.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 239 119,50 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе "31" января 2024 года 09 часов 00 минут.
По окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям извещения (протокол подведения итогов от 31.01.2024).
Победителем аукциона признан участник с идентификационным номером 115783421 (ИП Сеньков А.В.).
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком произведено описание закупаемого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
Из приведенных выше норм Федерального закона N 44-ФЗ следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в предусмотренных законодательством случаях однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Иркутской области "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области" (далее - Порядок) утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно п. 2 ст. 5 Порядка формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом.
Приобретение жилого помещения (квартиры) в рассматриваемой закупке осуществляется заказчиком в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с целью формирования специализированного жилищного фонда в соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также действующим законодательством.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области передаются по договорам социального найма особой категории лиц - детям-сиротам, в связи с чем заказчиком особое внимание уделено качеству жилых помещений и в извещении о закупке установлено требование о том, что в отношении жилого помещения не осуществлялся перевод из нежилого помещения в жилое помещение.
Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований жилищного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 1 ст. 23 ЖК РФ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Основные требования, которым должно отвечать жилое помещение закреплены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, которое включает в себя 24 пункта с требованиями, которым должно соответствовать жилое помещение.
Таким образом, в целях исключения рисков приобретения жилого помещения со скрытыми (неявными) дефектами (недостатками), которыми могут обладать нежилые помещения переведенные в жилые помещения, заказчиком принято решение минимизировать указанные риски, исключив приобретение жилых помещений, которые ранее имели статус нежилых помещений.
Отсутствие у заявителя возможности поставить товар, являющийся объектом закупки, в полном объеме удовлетворяющий потребности заказчика, не может быть расценено, как неправомерные действия со стороны заказчика, поскольку отсутствие такой возможности не свидетельствует о совершении заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки.
Вместе с тем, привлечение наиболее широкого круга участников закупки, путем исключения требований, характеристик в отношении объекта закупки, установленных заказчиком в извещении о закупке, может привести к приобретению жилого помещения ненадлежащего качества и как следствие неосвоению бюджетных средств.
В целях выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30 марта 2023 года N ММ-П8-4467 распоряжением Губернатора Иркутской области от 28.08.2023 N 275-р утверждена программа ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в список нуждающихся, на 1 января 2023 года (далее - Программа).
Согласно Программе решение проблемы обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории должно стать актуальным и находиться на особом контроле у исполнительных органов государственной власти Иркутской области.
Таким образом, во исполнение положений Программы, реализуя гарантии прав детей заказчик при проведении закупки на приобретение жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходил из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки, исходя из своих потребностей, учитывая, что положения извещения не противоречат нормам Федерального закона N 44-ФЗ, не препятствуют участию в электронном аукционе, не создают преимуществ конкретному лицу и не приводят к ограничению количества участников закупки.
Из пояснений заказчика следует, что он приобретает жилые помещения с целью реализации прав детей-сирот и исходит из соответствующих потребностей, с целью предоставления жилого помещения, которое будет отвечать санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В связи с тем, что жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении именно его прав и законных интересов, формальное обжалование действий заказчика, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
Более того, заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Заявителем также не представлены документы и сведения, указывающие на то, что невозможно поставить товар по техническим характеристикам, указанным заказчиком в извещении.
Доказательств объективного отсутствия у заказчика необходимости в получении помещения, в отношения которого не осуществлялся перевод из нежилого в жилое помещение, заявителем не представлены.
Комиссия учитывает, что предметом аукциона является поставка, а не изготовление, не строительство квартир, в связи с чем, отсутствие у заявителя товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности приобретения соответствующего требованиям помещения заявителем в целях участия в аукционе.
Вместе с тем жалоба не содержит указания на нормы закона, которые нарушены заказчиком при формировании извещения.
Также Комиссия не принимает во внимание ссылку заявителя на Письмо Минэкономразвития от 21.02.2017 NД28и-655, поскольку в указанном документе отмечается право заказчиков заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 22 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в рамках договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей компанией в порядке, установленном статьей 162 ЖК РФ, а разъяснений относительно порядка описания объекта закупки жилого помещения не содержится. Факт того, что многоквартирный дом одновременно может содержать в себе и жилые, и нежилые помещения не опровергает и не подтверждает возможности заказчиками устанавливать те или иные требования к жилым помещениям при их приобретении. Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России отмечает, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТМ" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024