Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская Ордена "Знак почета" областная клиническая больница (далее - Заказчик) - ходатайство от 02 февраля 2024 г N 32-и.
при участии представителя Индивидуального предпринимателя Тужиной Светланы Васильевны (далее - ИП Тужина С.В., Поставщик) - "_" (доверенность от 15 октября 2021 г. N 66 АА 6953943);
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение заказчика о включении сведений в отношении Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 января 2024 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП Тужиной С.В. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП Тужиной С.В. допущены нарушения условий по государственному контракту от 23 октября 2023 года N 0504-ЭЗТ/23-РМ на поставку перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Поставщике в Реестр.
ИП Тужиной С.В. представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/99/24 от 29 января 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 17 октября 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещен документ "Извещение об осуществлении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ от 17.10.2023 N0334200012523000504".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 180 000 руб. 00 коп.
23 октября 2023 г. между Заказчиком и ИП Тужиной С.В. заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Размер Товара S, M, L".
Согласно пункту 3.5 Контракта: "Поставка Товара осуществляется партиями по наименованию и в количестве, указанном в заявках Заказчика. Период поставки: с момента заключения Контракта до 30.11.2023 г.".
Таким образом, срок исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом является период с 23 октября 2023 г. до 30 ноября 2023 г.
Из представленных сторонами документов Комиссией установлено следующее.
02 ноября 2023 г. в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара на сумму 1 170 000 руб. 00 коп.
Соответственно, Поставщику нужно было поставить Товар до 07 ноября 2023 г. включительно.
07 ноября 2023 г. Поставщик частично осуществил поставку Товара на сумму 585 000 руб. 00 коп.
Пунктом 1.4 Контракта установлено: "Поставщик обязан обеспечить упаковку Товара, отвечающую требованиям технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, способную предотвратить повреждение и (или) порчу Товара во время перевозки к месту доставки, погрузочно-разгрузочных работ и обеспечивающую его годность к эксплуатации".
В соответствии с пунктом 1.5 Контракта "Маркировка должна быть нанесена на упаковку Товара в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации"
В части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) указано, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650, государственный реестр должен содержать, определенные сведения, в том числе, фотографические изображения медицинского изделия.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст.38 закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" использование данных государственного реестра, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет", является обязательным требованием при проведении приемочного контроля, поступающих медицинских изделий в медицинскую организацию.
25 октября 2023 г. Заказчиком был направлен запрос в Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области с просьбой разъяснить имеет ли право производитель медицинского изделия вносить изменения по маркировке медицинского изделия без внесения информации об изменении в государственный реестр.
В ответ на запрос Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области направил письмо (N 02-54/3679 от 04.12.2023 г.), в котором указано, что в случае изменения маркировки медицинского изделия, зарегистрированного в установленном порядке на территории Российской Федерации, в материалы регистрационного досье вносятся изменения в порядке, установленном пунктом 37 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
При приемке Товара было выявлено расхождение данных маркировки и фотографического изображения упаковки медицинского изделия с данными государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (уникальный номер реестровой записи 61677, регистрационное удостоверение от 11.04.2022 N РЗН 2021/13978).
В связи с чем Заказчиком в ЕИС размещен мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 2131 от 07.11.2023.
Пунктом 4.10. Контракта установлено: "В случае поставки некачественного Товара (в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию, а также ненадлежащего качества части Товара (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.)) Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки Товара в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента письменного уведомления о них Заказчиком".
06 Декабря 2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика было направлено требование (исх. N551-и) о замене поставленного Товара на Товар надлежащего качества и допоставке Товара надлежащего качества в полном объеме в срок до 13.12.2023 г.
08 декабря 2023 г., 18 декабря 2023 г., 19 января 2024 г. ИП Тужина направляла в адрес Заказчика письма с предложением замены Товара (исх. N б/н от 08 декабря 2023 г.; N б.н. от 18 декабря 2023 г.; N б.н. от 19 января 2024 г.).
Ввиду того, что товар не обладал техническими и функциональными характеристиками, улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте, в замене Товара Заказчиком было отказано (письма исх. N 559-и от 13 декабря 2023 г.; исх. N 578-и от 21 декабря 2023 г.; N 15-и от 23 января 2024 г.)
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 16 января 2024 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 26 января 2024 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Представитель ИП Тужиной С.В. пояснил Комиссии, что в целях исполнения своих обязательств по заключаемому Контракту, была проведена большая работа по изучению рынка медицинских перчаток, а также Заказчику неоднократно предлагались оптимальные варианты замены Товара.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Так как критерии определения улучшенных технических характеристик товаров Федеральным законом N 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) их изменение.
На обозрение Комиссии были представлены письма, направленные Поставщиком в адрес Заказчика, с подтверждением их направления.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности ИП Тужиной С.В.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ИП Тужина С.В. при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ИП Тужиной С.В., при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ИП Тужиной С.В., объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Тужиной Светланы Васильевны ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2024