Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 февраля 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителей Администрации Слюдянского муниципального образования (далее - заказчик) - ///,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "МАРКЕТСТРОЙ" (далее - ООО "МАРКЕТСТРОЙ", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с проведением электронного аукциона для закупки N 0134300054824000001 "Оказание услуг осуществления строительного контроля по строительству надземного пешеходного моста через р. Снежная в п. Новоснежная Слюдянского района Иркутской области", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "МАРКЕТСТРОЙ" на
действия комиссии по осуществлению закупок.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно признала ООО "МАРКЕТСТРОЙ" победителем закупки.
Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы, согласно которым считает жалобу необоснованной, а действия комиссии по осуществлению закупок правомерными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 18.01.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300054824000001 "Оказание услуг осуществления строительного контроля по строительству надземного пешеходного моста через р. Снежная в п. Новоснежная Слюдянского района Иркутской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 655 530 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 26.01.2024 г. на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок от участников закупки; лучшее предложение о цене контракта сделал участник закупки с идентификационным номером заявки 115753455 в размере 1 978 369 рублей 35 копеек.
По итогам подведения определения поставщика, состоявшемся 29.01.2024 г., все участники закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки 115753455 - ООО "МАРКЕТСТРОЙ".
Не согласившись с решением комиссии по осуществлению закупок, заявитель обратился в Иркутское УФАС России с жалобой.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения заказчика, исследовав материалы по жалобе, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1, пунктом 3 части 2 которой установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования); требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" установлено:
"Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договора, при соблюдении в совокупности следующих условий: 1. наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированных в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ; 2. если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договора не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается. 3. если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частью 10 или 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Все перечисленные выше требования не распространяются: - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации при заключении контракта по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не менее цены контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство надземного пешеходного моста через р. Снежная в п. Новоснежная Слюдянского района Иркутской области" в рамках контракта с реестровым номером N 3383704515424000001, цена работ на строительство объекта составляет 139727451 рублей 60 копеек".
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе определены в электронном документе к извещению "Часть 3. требования к содержанию составу заявки", в котором также установлено требование о наличии у участника закупки членства саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Также в требованиях указано: "При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации при заключении контракта по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не менее цены контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство надземного пешеходного моста через р. Снежная в п. Новоснежная Слюдянского района Иркутской области" в рамках контракта с реестровым номером N 3383704515424000001, цена работ на строительство объекта составляет 139727451 рублей 60 копеек".
В составе заявки на участие в электронном аукционе участника закупки с идентификационным номером 115753455 представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно данным https://reestr.nostroy.ru/ победитель электронного аукциона является членом саморегулируемой организации Ассоциация строителей "Саморегулируемая организация "ДОРСТРОЙ" с первым уровнем ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий (часть 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации):
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется саморегулируемой организацией в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса в который зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Согласно частям 1 и 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.
Частью 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Следовательно, в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, участник конкурентной процедуры в целях заключения контракта на оказание строительного контроля должен являться членом саморегулируемой организации и иметь уровень ответственности по компенсационным фондам возмещения вреда обеспечения договорных обязательств, в случае необходимости член саморегулируемой организации вправе самостоятельно увеличивать свой уровень ответственности в целях заключения новых договоров.
Верховный суд в своем Определении от 21.03.2019 N 305-КГ18-26008 по делу N А40-27939/2018 указал, что допустимо участие в конкурсах без достаточного обеспечения уровня допуска. Однако с тем условием, что он будут дополнены до необходимого уровня ответственности до момента подписания контракта.
Соответственно член саморегулируемой организации вправе принять участие в конкурентной процедуре на осуществление строительного контроля в случае выполнения условий, определенных частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечив уплату взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации до соответствующего уровня до момента подписания контракта.
Таким образом, исходя из позиции Верховного суда Российской Федерации, требований извещения о проведении закупки, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для признания заявки победителя электронного аукциона не соответствующей требования Федерального закона N 44-ФЗ и извещения о проведении закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАРКЕТСТРОЙ" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024