рассмотрев жалобу ИП Щерба Ю.В., на действия ГБУЗ "Инфекционная больница N3" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием" (извещение N 0818500000824000035) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что положения извещения составлены с нарушением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.01.2024 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием" (извещение N 0818500000824000035). Заказчик - ГБУЗ "Инфекционная больница N3" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлено: "При оказании услуг исполнителем обеспечивается: - соблюдение разработанного и утвержденного заказчиком меню на 5 диетических столов питания согласно картотеке блюд заказчика с соблюдением следующих номенклатурных диет:_" при этом предоставить заранее разработанное меню на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы не представляется возможным, так как не известно с каким диагнозом поступят пациенты и какая диета будет назначена. ИП Щерба Ю.В. обращалась с просьбой разместить недостающие документы через запросы на разъяснения.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым обеспечение пациентов лечебным питанием в медицинских организациях осуществляется в соответствии с нормами лечебного питания, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2013 г., регистрационный N 28995), и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 сентября 2003 г., регистрационный N 5073) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 624 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2005 г., регистрационный N 7134), от 10 января 2006 г. N 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2006 г., регистрационный N 7411), от 26 апреля 2006 г. N 316 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2006 г., регистрационный N 7878), от 21 июня 2013 г. N 395н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2013 г., регистрационный N 28995), от 24 ноября 2016 г. N 901н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2016 г., регистрационный N 44719).
Файл "Описание объекта закупки.docx" содержит требования к организации питания, где Заказчиком указано:
N п/п |
Наименование показателя |
Описание, значение |
1.5 |
Требования к организации питания |
Организация лечебного питания осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При оказании услуг исполнителем обеспечивается: - соблюдение разработанного и утвержденного заказчиком меню на 5 диетических столов питания согласно картотеке блюд заказчика с соблюдением следующей номенклатуры диет: - основной вариант стандартной диеты, - вариант диеты с механическим и химическим щажением (щадящая диета), - вариант диеты с повышенным количеством белка, - вариант диеты с пониженным количеством белка, - вариант диеты с пониженной калорийностью; - обогащение пищевых продуктов в процессе приготовления блюд витаминно-минеральным комплексом для взрослых и детей с 3-х лет предоставляемые Исполнителем; - обогащение блюд диетического питания сухими белковыми композитными смесями предоставляемые Исполнителем; - соблюдение рецептуры блюд и технологии приготовления пищи для специализированных учреждений предусмотренные действующими санитарными правилами для предприятий общественного питания. Использовать при приготовлении питания только качественную продукцию, отвечающую гигиеническим требованиям и сопровождаемую документами, удостоверяющими качество и безопасность; - контроль за выходом готовых диетических блюд; - приготовление необходимого количества блюд на основании данных предварительной заявки, которая подается ежедневно до 05.00 часов посредством телефонной связи; - обеспечение выдачи готовых блюд отделениям стационара согласно дневной ведомости рационов питания (раздаточной ведомости готовых блюд), нормативной документации и утвержденного меню; - обеспечение выдачи готовой пищи после записи в Журнал контроля за качеством готовой пищи (бракеражный) Форма 6-лп; - в случае отсутствия полного набора продуктов на пищеблоке, предусмотренных сводным семидневным меню заменить один продукт другим, но с условием сохранения химического состава и энергетической ценности лечебного рациона, согласно Таблицам 6,7 к "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ", утвержденной приказом МЗ РФ от 05.08.2003 N 330. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых потребителю через раздачу, должна соответствовать технологическим документам Приказа МЗ РФ от 23.09.2020 г. N 1008н. |
При различных заболеваниях по назначению врача назначается вариант диеты, который включает в себя разрешающий набор продуктов питания для обеспечения пациента лечебным питанием. Например: каши молочные из всех видов круп, отварные макароны и вермишель, молоко и кисломолочные напитки, творог, сметана в блюдах, неострый сыр, яйца (вареные, паровой омлет), супы вегетарианские или на втором бульоне (овощные, овоще-крупяные, щи, борщ), молочные супы, блюда из мяса, птицы и рыбы, фрукты и овощи (сырые, отварные), лук в составе блюд, огородная зелень после термической обработки, овощные и фруктово-ягодные соки и напитки, чай, какао, сладости (мед, варенье, пастила, зефир, печенье, мармелад), выпечка собственного приготовления, хлеб пшеничный и ржано-пшеничный, сливочное и растительное масла.
Пациент поступает в лечебное учреждение с заболеванием, затем дежурным или лечащим врачом устанавливается диагноз и только потом на основании пункта 7 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23 сентября 2020 г. N 1008н "Об утверждении порядка обеспечения пациентов лечебным питанием" определяется вариант диеты, с перечнем продуктов необходимых для обеспечения пациента лечебным питанием.
Таким образом, предоставить заранее разработанное меню на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы не представляется возможным, так как не известно с каким диагнозом поступят пациенты и какая диета будет назначена. Разработанное меню будет предоставлено после заключения контракта.
При этом, перечень необходимых продуктов указан в нормативных актах, присутствующих в условиях закупки. Участник закупки производит расчет затрат по обеспечению лечебным питанием на основании утвержденных приказов МЗ РФ от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" и Приказа Министерства Здравоохранения РФ от 21.06.2013 года N395-Н "Об утверждении норм лечебного питания".
В связи с чем, описание объекта закупки не противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.
На доводы Заявителя жалобы о том, что Заказчиком не было предоставлено меню после заключения контракта по закупке N818500000823008226 представителем Заказчика пояснено, что так как срок исполнения услуг был установлен с 01.01.24г. по 31.12.24г., а контракт был расторгнут по соглашению сторон 28.12.23г., то есть до даты начала исполнения контракта. Расторжение контракта произошло из-за отказа Поставщика подписать дополнительное соглашение на уменьшение цены за единицу услуги, так как Заказчиком в Спецификации была допущена опечатка и занесена стоимость, которая не соответствовала данным протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (была выше суммы цен единицы в протоколе). Предоставление меню не произошло, так как уже подписывалось соглашение о расторжении контракта.
Заявитель в жалобе указывает, что в описании объекта закупки установлены требования: "обогащение пищевых продуктов в процессе приготовления блюд витаминно-минеральным комплексом для взрослых и детей с 3-х лет предоставляемые Исполнителем; обогащение блюд диетического питания сухими белковыми композитными смесями предоставляемые Исполнителем", при этом непосредственно медицинские организации должны осуществлять как приобретение СБКС и ВМК, так и контроль их использования в лечебном питании.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
В целях реализации основных положений Федерального закона N 323-ФЗ Минздравом России был издан Приказ от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", который ввел СБКС в нормы лечебного питания в строго определенных количествах в соответствии с назначаемой диетой.
Применение СБКС, а также витаминно-минеральный комплекс в лечебном питании обусловлено тем, что при использовании только традиционных пищевых продуктов невозможно оптимально обеспечить потребность организма необходимыми пищевыми веществами, обеспечив требуемый белково-энергетический баланс.
Приказ Минздрава России от N 330 зарегистрирован Минюстом России, является действующим и содержит обязательные нормы. Приобретение смесей белковых композитных сухих для лечебного питания осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 152н (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 января 2006 г. N 01/32-E3 Приказ в государственной регистрации не нуждается) по статье 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации "Увеличение стоимости материальных запасов" с отнесением готовых специализированных смесей для лечебного питания к разделу "продукты питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам"(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2006 N 316).
Порядок использования специализированных пищевых продуктов СБКС в количестве, указанном для каждой из шести стандартных диет, наравне с традиционными пищевыми продуктами при приготовлении блюд диетического лечебного питания регламентируется Федеральным законом N 323-ФЗ. А именно: в статье 39 "Лечебное питание" закреплены понятие и структура лечебного питания, дана характеристика специализированных продуктов лечебного питания, установлен порядок утверждения норм лечебного питания.
- Нормы лечебного питания - Приказ Минздрава России N 395н, Приказ Минздрава России N330.
Статья 37 "Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи" Федерального закона N 323-ФЗ регламентирует обязательность исполнения порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
- Порядки оказания медицинской помощи, в том числе Приказ Минздрава от 15.11.2012 N920н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология"".
- Стандарты оказания медицинской помощи, утвержденные приказами Минздрава РФ.
Таким образом, с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик самостоятельно определяет условия закупки, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx" установлено:
II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение) |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
40 |
Характеристика квалификации участников закупки N 1: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
100 |
оценка заявок осуществляется по формуле: , где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок) |
Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
Характеристика квалификации участников закупки N1: Количество поваров, имеющих 5-ый квалификационный разряд |
50 |
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком); предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 6 поваров - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); |
|||
Характеристика квалификации участников закупки N2: Количество поваров, имеющих 6-ой квалификационный разряд |
50 |
оценка заявок осуществляется по формуле:
где: - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком); предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 6 поваров - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок). |
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа | ||
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
1.1. |
Наименование показателя оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
|
1.1.1. |
Детализирующий показатели оценки: Характеристика квалификации участников закупки" N1 наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. Исполненные контракты (договоры). К оценке принимаются: исполненные участником закупки контракты (договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) предмет которых сопоставим с предметом контракта заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно контракты (договоры)* на оказание услуг по обеспечению лечебным питанием. 2. Акты оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Документы должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, при этом такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
1.2. Наименование показателя оценки: Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации | ||
1.2.1. |
Детализирующий показатели оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 1: Количество поваров, имеющих 5-ый квалификационный разряд |
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию, профстандарт N 557, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.03.2022 N113н, уровень квалификации 4 (разряд 5) |
1.2.2. |
Детализирующий показатели оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 2: Количество поваров, имеющих 6-ой квалификационный разряд |
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию, профстандарт N 557, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.03.2022 N113н, уровень квалификации 5 (разряд 6) |
Доказательства предоставления преимущества ООО "ТД "Кубань" при применении данного Порядка не представлены.
Таким образом, положения извещения содержат необходимые для подачи заявки требования и не противоречат Закону о контрактной системе и ПП N2604.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щерба Ю.В. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824000035).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 января 2024 г. N 59/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024