Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Элис Траст" и в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" Полубинской Я.В. (доверенность от 30.01.2024 N01), рассмотрев жалобу ООО "Элис Траст" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000007), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.01.2024 поступила жалоба ООО "Элис Траст" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000007) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 26.01.2024 NНМ/518/24 и NНМ/517/24 рассмотрение жалобы было назначено на 31.01.2024 на 11 час.00 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Элис Траст" Мальцева С.П. (доверенность от 09.01.2024 N3) и в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" Полубинской Я.В. (доверенность от 30.01.2024 N01).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 01.02.2024. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Элис Траст" и в присутствии представителя государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" Полубинской Я.В. (доверенность от 30.01.2024 N01).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
19.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчик в файле "Описание объекта закупки" к Извещению установил требования к поставляемому товару.
При этом Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик незаконно установил в файле "Описание объекта закупки" к Извещению требование об указании информация о цвете перчаток в Регистрационном удостоверении и/или на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в открытой части Государственного реестра медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток.
Комиссия Управления считает данный довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - постановление N1416) установлены правила регистрации медицинских изделий.
Так, п. 56 постановление N1416 установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:
а) наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);
б) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;
в) в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
г) в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
д) место производства медицинского изделия;
е) номер регистрационного досье;
з) класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
и) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Комиссии Управления отмечает, что действующим законодательством не установлено императивное требование об указании в регистрационном удостоверении, в открытой части государственного реестра медицинских изделий и на упоковке всех характеристик товаров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование об указании информация о цвете перчаток в Регистрационном удостоверении и/или на заводской упаковке (без применения стикеров, наклеек и т.д) и в иных документах установлено на основании потребности Заказчика.
Комиссией Управления также отмечает, что вышеуказанное требование, не обусловлено какими-либо нормативами, приказами и рекомендациями, более того, указанное требование не отражают качественные, функциональные или технические характеристики товаров.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено, а именно, Заказчиком не представлено доказательств того обстоятельства, что исключительно товары в требуемых упаковках и с регистрационными удостоверениями содержащими в себе требуемую информацию, отвечают целям осуществления закупки и, что в работе учреждения не могут быть использованы товары иначе, равно как товары обладающие регистрационными удостоверениями, в которых запрашиваемая информация отсутствует.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и доводов Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1, пункта 2 части 1, части 3 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил в файле "Описание объекта закупки" к Извещению требование о том, что перчатки предназначены для кратковременного использования, в соответствии с ГОСТ 31508-2012, с подтверждением класса риска в регистрационном удостоверении РЗН, поскольку согласно письму от 16 мая 2023 г. N ТН/37551/23 ФАС России включение в описание объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению количества участников закупки и не соответствует Закону о контрактной системе и Закону о защите конкуренции.
Однако Комиссия Управления не согласно с вышеуказанным доводом, поскольку Заказчик в файле "Описание объекта закупки" к Извещению не устанавливал требование к определенному классу потенциального риска медицинских изделий.
Дополнительно Комиссия Управления отмечает, что Заявителем в электронной форме направлен новый, не отраженный в тексте жалобы, довод относительно установленных характеристик, что, по своей сути, является вновь поданной жалобой.
Подавая новую жалобу в рамках возбужденного производства по иной жалобе, ранее назначенной к рассмотрению, Заявитель лишает контрольный орган в сфере закупок осуществить предусмотренные законом процессуальные действия, предусмотренные Законом о контрактной системе.
При этом доказательств того, что дополнения к жалобе Обществом направлялись в адрес Заказчика отсутствуют.
Более того, согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом следующих особенностей, в т.ч. жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, рассмотрение новых доводов по существу приведет к нарушению процессуальных прав Заказчика и на подготовку мотивированной правовой позиции по данным доводам и нарушению принципа равноправия сторон.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику и комиссии по осуществлению закупок предписание.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элис Траст" на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000007) обоснованной в части несоответствия извещения требованиям пункта 1, пункта 2 части 1, части 3 статьи 33 и пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" нарушившим пункт 1, пункт 2 части 1, части 3 статьи 33 и пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000007) .
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" и комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного запроса котировок на право заключить контракт на поставку изделий медицинского назначения (перчатки медицинские) (реестровый номер: 0325300033424000007) .
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 февраля 2024 г. N 030/06/42-123/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024