Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 26.01.2024 N 18/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ДАЛЯ" (ИНН 7841323764)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (по доверенности от 10.01.2024 N 255-11/22), (по доверенности от 30.01.2024 N 255-11/446), (по доверенности от 22.12.2023 N 255-11/10285), ООО "ДАЛЯ" (по доверенности от 15.11.2023 N 11/15), рассмотрев информацию ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "ДАЛЯ" в связи с существенным нарушением ООО "ДАЛЯ" условий контракта, заключенного по результатам проведения закупки у единственного поставщика "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристройки спортивного комплекса и столовой ОГАПОУ "Корочанский сельскохозяйственный техникум"" (ИКЗ 222312301229831230100107230014120414) (далее - закупка у единственного поставщика),
УСТАНОВИЛА:
ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ООО "ДАЛЯ" (ИНН 7841323764) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" 23.12.2022 заключен контракт N 13/1100 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пристройки спортивного комплекса и столовой ОГАПОУ "Корочанский сельскохозяйственный техникум с ООО "ДАЛЯ", цена которого составила 342 952 600 рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик в соответствии с установленной в статье II ценой настоящего Контракта и в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) выполнит строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство пристройки спортивного комплекса и столовой ОГАПОУ "Корочанский сельскохозяйственный техникум"" (именуемый далее "Объект").
В соответствии с пунктом 1.4 Контракта, Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по Контракту, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
Согласно пункту 3.1. Контракта, сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Начало выполнения работ: не позднее 10 календарных дней от даты заключения контракта.
Окончание выполнения работ: 20 декабря 2024 года.
В силу пункта 5.1. Контракта, для выполнения настоящего Контракта Заказчик обязуется передать Подрядчику по акту строительную площадку для производства работ на период выполнения работ.
В соответствии с пунктом 5.3. Контракта, для выполнения настоящего Контракта Заказчик обязуется передать Подрядчику необходимую сметную документацию, утвержденную в установленном порядке, в день заключения Контракта.
Согласно пункту 7.1. Контракта, расчет за фактические выполненные обязательства по настоящему Контракту производится в соответствии с графиком оплаты выполненных по Контракту работ (Приложение N 4) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1).
В соответствии с пунктом 7.2. Контракта, Заказчик перечисляет Подрядчику аванс в размере 50 % от цены контракта. Сумма аванса удерживается заказчиком пропорционально из суммы, подлежащей оплате за выполненные работы.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 14.2. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 14.3. Контракта, Заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения Контракта при существенном нарушении условий Контракта Подрядчиком.
Заказчиком 04.12.2023, на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктов 14.2. и 14.3. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением и существенном нарушении ООО "ДАЛЯ" условий заключенного Контракта.
В соответствии с частью 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком направлено в адрес ООО "ДАЛЯ" почтовой связью 04.12.2023.
Заказчиком в ходе проведения ежедневного мониторинга официального сайта www.pochta.ru 11.01.2024 получена информация о возврате заказного письма, направленного по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, в связи с истечением срока хранения такого письма, следовательно, датой надлежащего уведомления является 11.01.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС датой расторжения контракта является 23.01.2024.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "ДАЛЯ" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 23.01.2024, то есть с соблюдением требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта от 04.12.2024 N 255-11/9686 (далее - Решение) принято в связи с неисполнением и существенном нарушении ООО "ДАЛЯ" условий заключенного Контракта. Из содержания Решения следует, что по состоянию на 12 октября 2023 года ООО "ДАЛЯ" не исполнило свои обязательства по Контракту, а именно Подрядчиком не выполнены объемы работ, предусмотренные графиком выполнения строительно-монтажных работ. Также Заказчику не был представлен проект производства работ на каждый вид строительно-монтажных работ. Кроме того, по выполненным видам работ Подрядчиком не в полном объеме представлена исполнительная документация.
В силу части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В адрес Белгородского УФАС России от ООО "ДАЛЯ" поступили письменные объяснения с перечнем документов.
Так, в своих письменных объяснениях Общество указало, что не согласно с принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта и считает, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для расторжения в одностороннем порядке контракта N 13/1100 от 23.12.2022.
На заседании Комиссии, представитель ООО "ДАЛЯ" сообщил, что в процессе исполнения Контракта, Заказчик уклонялся от исполнения своих встречных обязательств в части передачи строительной площадки по Объекту и разрешения на строительство.
Вместе с тем, в процессе исполнения настоящего Контракта ООО "ДАЛЯ", действуя в соответствии с требованиями законодательства и условиями Контракта, предпринимало все зависящие от него меры, направленные на надлежащее исполнение условий заключенного Контракта.
Согласно представленным документам от ООО "ДАЛЯ" следует, что обязательство по передаче строительной площадки исполнено Заказчиком только 13.02.2023, то есть спустя 52 дня после планируемой даты начала работ (копия Акта приема-передачи строительной площадки от 13.02.2023 представлена в материалы дела).
Кроме того, разрешение на строительство объекта получено Заказчиком лишь 17.02.2023, то есть спустя 56 дней поле планируемой даты начала работ (копия разрешения на строительство представлена в материалы дела).
Вместе с тем, Подрядчик уведомлял Заказчика, что ООО "ДАЛЯ" не передано со стороны ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" разрешение на строительство Объекта (копия письма от 02.02.2023 N 76 представлена в материалы дела).
Также, в ходе исполнения Контракта был выявлен ряд недостатков предоставленной Заказчиком проектной документации, о чем Подрядчик уведомил ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (копия письма от 28.04.2023 N 257 представлена в материалы дела).
Кроме того, Заказчик должен был обеспечить выполнение мероприятий по выносу инженерных сетей из пятна застройки объекта. Подрядчик информировал ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" о невыполнении указанных мероприятий и об имеющихся препятствиях к выполнению работ (копии писем от 22.03.2023 N 170, от 02.03.2023 N 194, от 03.04.2023 N 206, от 05.04.2023 N 210 представлены в материалы дела).
Фактически кабель из пятна застройки был вынесен лишь 14.04.2023, то есть спустя 112 дней после заключения Контракта (копия письма от 23.06.2023 N 382 представлена в материалы дела).
Также ООО "ДАЛЯ" просило ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" согласовать место отбора грунта для обратной засыпки котлована или согласовать замену грунта песком. Бездействие со стороны Заказчика по данному вопросу также препятствовало выполнению работ (копии писем от 06.07.2023 N 416, от 19.07.2023 N 443 представлены в материалы дела).
14.03.2023 Подрядчик уведомил Заказчика еще об одном препятствии к выполнению работ, а именно о наличии тепловых сетей в зоне устройства котлована здания. Для устранения указанного препятствия требовалось техническое решение, о необходимости выдачи которого ООО "ДАЛЯ" информировало ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" (копия письма от 14.03.2023 N 139 представлена в материалы дела).
Стоит отметить, что обязательство по выплате авансового платежа со стороны Заказчика не исполнено в полном объеме. Часть авансового платежа в размере 16 713 200,00 рублей так и не была получена Подрядчиком.
Между тем, 18.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором констатировал ненадлежащее исполнение ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" обязательств по оплате, и просил рассмотреть вариант урегулирования сложившейся ситуации (копия письма от 18.09.2023 N 541 представлена в материалы дела).
Кроме того, в счет оплаты фактически выполненных Обществом работ (окончательный расчет с учетом пропорционального удержания ранее уплаченного аванса) Заказчик не произвел ни единого платежа.
18.09.2023 Подрядчик просил Заказчика принять и оплатить выполненные работы (копия письма от 18.09.2023 N 541 представлена в материалы дела).
08.12.2023 ООО "ДАЛЯ" направило в адрес ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" претензию с требованием принять ранее выполненные работы (копия письма от 08.12.2023 N 622 представлена в материалы дела).
27.12.2023 Подрядчик в установленном порядке направил в адрес Заказчика документ о приемке (копия Акта о приемке выполненных работ от 27.12.2023 представлена в материалы дела).
28.12.2023 ООО "ДАЛЯ" направило в адрес ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" предложение об изменении условий Контракта, обусловленное наличием независящих от сторон Контракта обстоятельств, препятствующих его исполнению, а также просило осуществить приемку фактически выполненных работ (копия письма от 28.12.2023 N 641 представлена в материалы дела).
Также следует отметить, что 13.10.2023 на строительной площадке Объекта состоялось комиссионное обследование ранее выполненных работ Подрядчиком, по результатам которого были зафиксированы объемы работ, выполненных ООО "ДАЛЯ" не проведенные по формам КС3 И КС2 (копия Акта комиссионного обследования от 13.10.2023 представлена в материалы дела).
Кроме того, на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, равно как и на дату вступления указанного решения в силу, сроки исполнения обязательств по выполнению работ, предусмотренные Контрактом, не истекли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Согласно пункту 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что Заказчик обязан своевременно предоставить Подрядчику для строительства земельный участок, а также передать материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Комиссия, отмечает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях сорвать исполнение обязательств по государственному контракту.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика и Подрядчика, рассмотрев письменные объяснения ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области" и ООО "ДАЛЯ", исследовав в совокупности и взаимной связи представленные документы и информацию приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении ООО "ДАЛЯ" при исполнении Контракта, так как Обществом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие ООО "ДАЛЯ" мер для надлежащего исполнения условий Контракта.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности и взаимной связи все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, не установив направленности действий ООО "ДАЛЯ" на неисполнение обязательств по Контракту, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "ДАЛЯ" (ИНН 7841323764) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Передать материалы дела в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в управление государственного финансового контроля Белгородской области для проведения проверки действий Заказчика по соблюдению предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению, а также соблюдению условий контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 31 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024