Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 01.02.2024 N 24/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - администрации муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области: (по доверенности от 05.02.2024 N 99-01-620), (по доверенности от 29.11.2023 N 99-01/7167), (по доверенности от 05.02.2024 N 99-01-622), (по доверенности от 05.02.2024 N 99-01-621), заявителя - ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" (по доверенности от 02.02.2024 N 2), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-51/2024 по жалобе ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" на положения извещения о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования муниципальной системы оповещения Волоконовского района" (N закупки 0126300004324000003) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что положения извещения об осуществлении закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. Заявитель полагает, что требование, установленное в пункте 4 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) в части указания, что настройка систем звукового оповещения (системы звукового оповещения должны управляться имеющимся у заказчика П-166-М КПУ (производство: АО "КЗТА"), версия ПО 636.955.865) без дополнительных устройств сопряжения, является излишним, не предусмотренным действующим законодательством.
2. Также заявитель считает, что требование заказчика о соответствии выпущенного в 2023 году оборудования, положениям ГОСТ Р 41.3.01-2021 является незаконным, основанным на требованиях утративших законную силу правовых актов.
3. Кроме того, заявитель полагает, что требование установленное в разделе 8 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) в части указания на конкретные марки товара "устройство усилительное электронной сирены (УУЭС-300-Р)" и "громкоговорители ГР 100.03" без указания на возможность поставки эквивалентного товара, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик - администрация муниципального района "Волоконовский район" Белгородской области представила возражения на жалобу ООО "Южный Центр Технологий Безопасности", с доводами, изложенными в жалобе, не согласна.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просит признать жалобу обоснованной.
В ходе заседания Комиссии представители заказчика, поддержали позицию, изложенную в представленном возражении на жалобу ООО "Южный Центр Технологий Безопасности", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Южный Центр Технологий Безопасности", ознакомившись с представленными возражениями, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.01.2024 размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Объект закупки - оказание услуг по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования муниципальной системы оповещения Волоконовского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено следующее.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с разделом 1 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) поставляемое оборудование должно быть новое, не восстановленное, выпущенное не позднее 2023 года, иметь заводскую сборку и выпускаться серийно, разработанное под контролем Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в области гражданской обороны и уполномоченного для решения задач в области гражданской обороны, прошедших в установленном порядке приемочные испытания и принятых к серийному производству на территории Российской Федерации, а также удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.3.01-2021.
Согласно пункту 3.23 ГОСТ Р 41.3.01-2021 "сопряжение технических средств оповещения населения: Комплекс технических, аппаратных и программных мероприятий по настройке взаимодействия и контроля технических средств оповещения населения разного уровня".
В соответствии с пунктом 7 положения о системах оповещения населения (утверждено приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365, далее - Положение N 578/365) системы оповещения населения создаются на следующих разных уровнях функционирования РСЧС:
- на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения.
В пункте 4 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) указано: "Сопутствующие услуги: _ настройка систем звукового оповещения (системы звукового оповещения должны управляться имеющимся у заказчика П-166-М КПУ (производство: АО "КЗТА", версия ПО 636.955.865) без дополнительных устройств сопряжения_".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в рамках данного контракта создание системы оповещения не проводится, а устанавливаются оконечные средства оповещения - "системы звукового оповещения". Взаимодействие АРМ (П-166-М КПУ, которое установлено ранее) с оконечными средствами оповещения осуществляются по каналам и линиям связи, и не имеет отношения к сопряжению систем оповещения разного уровня (копии документов, подтверждающих наличие оборудования П-166-М КПУ у Заказчика представлены в материалы дела).
Кроме того, согласно пункту 5.1.8.1 ГОСТ Р 41.3.01-2021 ТСО различных производителей должны программно-технически сопрягаться напрямую или через устройства сопряжения.
Таким образом, у Заказчика нет безусловной обязанности по установлению требования о наличии дополнительных устройств сопряжения к имеющемуся техническому оборудованию.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что исследуемый довод жалобы в указанной части является необоснованным.
2. Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О техническом регулировании" технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Также в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О техническом регулировании" техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О техническом регулировании" технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Требования технических регламентов не могут служить препятствием к осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, ГОСТ - это национальный стандарт, разрабатываемый государственными органами по сертификации и не содержит обязательных к исполнению требований к объекту регулирования согласно статье 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации".
При этом в соответствии со статьей 15 Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации не должны противоречить международным договорам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, следует отметить, что объект технического регулирования, обращающийся на рынке продукции, обязан соответствовать принятому в отношении к нему техническому регламенту, и может соответствовать также определенному ГОСТу.
В ходе заседания Комиссии, представитель заявителя представил письмо МЧС России от 15.09.2023 N ИГ-33-88 "О рассмотрении обращения", согласно которому требования национального стандарта ГОСТ Р 42.3.01-2021 с 1 июня 2023 года не действуют за исключением отдельных, включенных Коллегией Евразийской экономической комиссии в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ТР ЕАЭС 050/2021 со сроком применения до 01.01.2027 года.
Также в ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что согласно положениям абзаца 2 подпункта а) пункта 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.02.2022 N 18 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ТР ЕАЭС 050/2021)":
"с даты вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается" - относятся к техническим регламентам, а не к ГОСТам.
Также, Комиссия отмечает, что информация о прекращении действия ГОСТ Р 41.3.01-2021 или ограничения действия документов о соответствии ГОСТ в информационно-поисковых правовых системах отсутствует.
При указанных обстоятельствах, исследуемый довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Разделу 8 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) указано, что необходимо поставить и установить оборудование производства ООО "ЭЛЕС".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика представил письмо АО "Азимут", согласно которому оборудование П-166-М КПУ (имеется у заказчика в составе действующей муниципальной системы оповещения) имеет программно-техническое сопряжение с комплексами П-160, П-164, П-166, системой "Оксион", оборудованием серии СГС-22МЕ (производство ООО "ЭЛЕС") (копия письма от 24.01.2024 N 335 представлена в материалы дела).
Кроме того, в указанном письме, производитель оборудования АО "Азимут" сообщило, что на текущий момент утверждение каких-либо других компаний о возможности и наличии программно-аппаратного сопряжения с оборудованием КТСО П-166-М не соответствует действительности, так как совместные испытания оборудования с участием органа федеральной исполнительной власти не проводились.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что указание в Разделе 8 Технического задания (Приложение N 1 к извещению о проведении Электронного аукциона) товара, без указания на возможности поставки эквивалентного товара не противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя в указанной части признается необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Южный Центр Технологий Безопасности" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 6 февраля 2024 г. N 031/06/106-51/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024