Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу АО "Удачное" на действия заказчика - Департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (детское население от 4 до 17 лет) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003424000076),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступила жалоба АО "Удачное" на действия заказчика департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (детское население от 4 до 17 лет) (0167200003424000076).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, Заказчиком при формировании извещения допущено нарушение законодательства о контрактной системе, повлекшее нарушение прав и законных интересов потенциальных участников закупки, в частности: извещение содержит избыточное требование к закупаемым медицинским изделиям показателя, не имеющее клинического значения: "Угол введения, градусов - 90" и соответствует продукции единственного производителя Enlite MMT-7008 производителя Medtronic (США). Кроме того, из жалобы следует, что заказчиком допущено нарушение ч.5 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в изменении сути извещения об осуществлении закупки при разъяснении положения извещения об осуществлении закупки. Так, согласно разъяснениям, размещенным в единой информационной системе поставляемый датчик чрескожного мониторинга уровня глюкозы должен быть совместим с помпами Paradigm 754 и Minimed 640G, в то время как такое требование о совместимости датчика с помпами конкретной модели медицинского изделия в извещении об осуществлении закупки вообще отсутствует. Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком допущено разъяснение положений извещения, устанавливающее дополнительные требования к описанию объекта закупки путем совместимости поставляемого датчика с помпами Paradigm MMT-722, 754 и Minimed 640G.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения, на жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
В письменных возражениях уполномоченный орган пояснил, что объектом закупки N АЭ-0097/24 является поставка медицинских изделий: Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (детское население от 4 до 17 лет). Приложение N 1 к извещению содержит Описание объекта закупки. .Заказчик при составлении описания объекта закупки использовал каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с потребностью заказчика был выбран код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00001090. Согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00001090 сведения о характеристиках товара отсутствуют. Описание объекта закупки (характеристики медицинского изделия) полностью обусловлено потребностью заказчика, составлено в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Заказчик при разработке Описания объекта закупки исходил из необходимости приобретения датчика системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы в крови для детей больных сахарным диабетом 1 типа, инсулинозависимых, пользователей инсулиновыми помпами Медтроник ММТ-722, ММТ-754, имеющихся в наличии у пациентов и закупленных в рамках Территориальной Программы Государственных Гарантий "комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа)".
Кроме того, характеристика - Угол введения 90 градусов является необходимой в описании объекта закупки, поскольку, во-первых, она непосредственно содержится в Инструкции по применению, датчика глюкозы, во-вторых, влияет на правильность постановки датчика на пациенте. В случае если датчик будет установлен неправильно, то пользоваться им для измерения и регистрации концентрации глюкозы не представляется возможным, либо его показания будут искажены.
Заказчик каких-либо пояснений по существу доводов, изложенных в жалобе заявителя, а равно документов, обосновывающих правомерность установленных требований в описании объекта закупки не представил, явку своих представителей в заседание Комиссии не обеспечил.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (детское население от 4 до 17 лет) (0167200003424000076), в интересах заказчика Департамента здравоохранения Тюменской области с начальной максимальной ценой контракта - 4 950 000,00 рублей.
Согласно протокола подведения итогов аукциона N 0167200003424000076 от 01.02.2024 закупка призана не состоявшейся, в связи с тем что была подана только одна заявка (N 392288) с ценовым предложением 4 950 000 рублей.
Заявка N 392288 признана соответствующей извещению об осуществлении закупки.
Информация об электронном аукционе была размещена 22.01.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424000076.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.sberbank-ast.ru
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, кроме прочего, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии.
Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Объект закупки отнесен заказчиком к коду КТРУ 32.50.50.190-00001090 "Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы". Поскольку по указанному коду КТРУ не предусмотрены характеристики закупаемого товара, следовательно, заказчик осуществлял описание объекта закупки по правилам статьи 33 Закона о контрактной системе.
Приложением N 1 к извещению об осуществлении закупки предусмотрено, что в описание объекта закупки при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы, заказчиком не установлено требование к товарному знаку или эквиваленту.
При этом, описанием объекта закупки предусмотрена характеристика "Угол введения, градусов - 90".
Заявителем жалобы представлена инструкция по применению к регистрационному удостоверению N РЗН 2013/784 на сенсор для мониторирования глюкозы Enlite, которая также размещена на сайте www.roszdravnadzor.gov.ru, в которой определено: "как пользоваться сенсором для мониторирования глюкозы Enlite MMT 7008": "вводить под углом 90 градусов".
Отсюда следует, что Описанию закупки, в части установления характеристики "угол введения,градусов-90", составленному заказчиком, соответствует товар производителя Медтроник.
Вместе с тем заказчик на заседании комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки продукции нескольких производителей.
Кроме того, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что на участие в аукционе подана одна заявка. Снижения начальной (максимальной) цены контракта не произошло.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа отметил, что победителем закупки предложен к поставке товар производителя Medtronic. Также представитель уполномоченного органа пояснила, что Заказчик при разработке Описания объекта закупки исходил из необходимости приобретения датчика системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы в крови для детей больных сахарным диабетом 1 типа, инсулинозависимых, пользователей инсулиновыми помпами Медтроник ММТ-722, ММТ-754, имеющихся в наличии у пациентов и закупленных в рамках Территориальной Программы Государственных Гарантий "комплексное лечение, включая установку средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии и нормализацией показателей углеводного обмена системой непрерывного введения инсулина (инсулиновая помпа)".
Вместе с тем в Описании объекта закупки заказчиком не установлено требование к товарному знаку или эквиваленту, также нет требования на совместимость закупаемых датчиков системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы быть совместим с помпами Medtronic.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в извещении об осуществлении закупки требований к поставляемому товару, соответствующего товара единственному производителю.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Относительно довода жалобы, о том, что уполномоченным органом допущено нарушение ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, выразившееся в изменении сути извещения об осуществлении закупки при разъяснении положений извещения, Комиссия Тюменского УФАС России сообщает следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системы Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
26.01.2024 Заказчиком на сайте единой информационной системы на вопрос: "Должен ли датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы быть совместим с помпами Paradigm MMT -722, 754 и Minimed 640G?", размещено разъяснение положений извещения об осуществлении закупки, согласно которому поставляемый датчик чрескожного мониторинга уровня глюкозы должен быть совместим с помпами Paradigm MMT-722, 754 и Minimed 640G.
Между тем, Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что указанное требование о совместимости датчика с помпами производителя Medtronic в извещении отсутствует, то есть настоящим разъяснением заказчик по сути вносит дополнение в извещение, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу АО "Удачное" обоснованной.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая характер допущенного заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки 0167200003424000076.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "Удачное" на действия Департамента здравоохранения Тюменской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Датчик системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (детское население от 4 до 17 лет), (0167200003424000076), обоснованной.
2. Признать заказчика Департамент здравоохранения Тюменской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика обязательное для исполнения предписание
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 февраля 2024 г. N 072/06/44/15/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024