Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской помощи г.Уфы
- без участия.
Заявитель: ООО "Мастер чистоты"
- Шайбаков М.Н. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Мастер чистоты" (вх. 1502/24 от 31.01.2024) на действия ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской
помощи г.Уфы при определении поставщика путем проведения закупки N0301300275424000030 "Услуги профессиональной уборки в медицинских организациях (стационар)".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300275424000030.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно требует участников закупки предоставить лицензию на медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктами 1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении закупки и описания объекта закупки (технического задания) требуется оказание услуги профессиональной уборки в медицинских организациях ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской помощи г.Уфы.
Согласно раздела 2 Описания объекта закупки установлены следующие требования к услуге:
2.1. Услуги профессиональной уборки в медицинских организациях проводится систематически (в соответствии с Приложением N2, N3 к Описанию объекта закупки) и осуществляется в виде обработки готовым рабочим раствором дезинфицирующего средства (в соответствии с п.6.5) на режиме обработки объектов при инфекциях вирусной этиологии, с целью:
· уменьшения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды и предупреждения возможности размножения микроорганизмов;
· предупреждения распространения микроорганизмов через изделия медицинского назначения, руки и кожные покровы медицинского персонала и больных.
2.2. Профилактическая дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится с целью не допустить распространения возбудителей инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи (Далее - ИСМП) и их переносчиков в отделениях (палатах) из соседних отделений (палат), проводится по требованию заказчика путем оповещения Исполнителя.
2.3. Профилактическая дезинфекция по санитарно-гигиеническим показаниям проводится как разовое мероприятие в помещениях организаций, по методике проведения заключительной дезинфекции.
Заказчик применил код ОКПД 86.90.19.110 "Услуги профессиональной уборки в медицинских организациях".
В извещении указаны следующий состав и периоды оказываемых услуг:
Объект обработки |
Операция |
Емкости с медицинскими отходами класса А |
Опустошить, обработать с применением дезинфицирующих средств |
Выключатели, розетки |
Обеззараживание |
Стеклянные поверхности, зеркала (до 1,5 м) |
Обеззараживание |
Горизонтальные поверхности, банкетки, подоконники |
Обеззараживание |
Телефоны, оргтехника, стенды, таблички |
Обеззараживание |
Грязеулавливающие зоны на входе в помещение |
Обеззараживание |
Дверные блоки, ручки |
Обеззараживание |
Полы с твердым покрытием в помещениях и лестницах |
Обеззараживание |
Полы с твердым покрытием в коридорах |
Обеззараживание с применением поломоечных машин аккумуляторного типа, моющих и дезинфицирующих средств |
Вертикальные и горизонтальные поверхности лестничных ступенек |
Обеззараживание |
Стоки раковин |
Обеззараживание |
Внутренняя и внешняя поверхность раковин |
Обеззараживание |
Крышки унитазов |
Обеззараживание |
Смесители, краны |
Обеззараживание |
Настенные плинтусы |
Обеззараживание |
Объект обработки |
Операция |
Емкости с медицинскими отходами класса А |
Опустошить, обработать с применением дезинфицирующих средств |
Выключатели, розетки |
Обеззараживание |
Стеклянные поверхности, зеркала (до 1,5 м) |
Обеззараживание |
Горизонтальные поверхности, банкетки, подоконники |
Обеззараживание |
Телефоны, оргтехника, стенды, таблички |
Обеззараживание |
Грязеулавливающие зоны на входе в помещение |
Обеззараживание |
Дверные блоки, ручки |
Обеззараживание |
Полы с твердым покрытием в помещениях и лестницах |
Обеззараживание |
Полы с твердым покрытием в коридорах |
Обеззараживание с применением поломоечных машин аккумуляторного типа, моющих и дезинфицирующих средств |
Вертикальные и горизонтальные поверхности лестничных ступенек |
Обеззараживание |
Стоки раковин |
Обеззараживание |
Внутренняя и внешняя поверхность раковин |
Обеззараживание |
Смесители, краны |
Обеззараживание |
Крышки унитазов (включая шарниры) |
Обеззараживание |
Туалетные ершики и емкости для них |
Обеззараживание |
Оконные рамы со стеклом (с внутренней стороны), подоконники |
Обеззараживание |
Радиаторы отопления, трубы |
Обеззараживание |
Труднодоступные места (за мебелью, под тумбочками, оборудованием) |
Обеззараживание |
Вентиляционные решетки |
Обеззараживание |
Каркас кроватей |
Обеззараживание |
Пожарное оборудование |
Обеззараживание |
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ N852 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В постановлении Правительства от 16.02.2022 года N181 и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N852, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность услуги в области дезинфекции и уборке - отсутствуют.
В соответствии с ответом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на запрос порядок лицензирования медицинской деятельности установлен "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2012 N852, где одним из лицензионных требований является наличие у лиц, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, соответствующего образования, пройденной аккредитации специалиста или сертификатов специалиста (для специалистов со средним и высшим медицинским образованием). Для иной категории лиц требований об образовании и обучении не предусмотрено. Таким образом, деятельность младшего медицинского персонала не лицензируется.
Комиссия установила, что предметом закупки является оказание услуги профессиональной уборки в медицинских организациях в ГБУЗ РБ Клиническая больница скорой медицинской помощи г.Уфы.
Заказчик неправомерно требует участников закупки предоставить лицензию на медицинскую деятельность. Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Жалоба признается обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастер чистоты" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Гареев Д.Р.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 5 февраля 2024 г. N ТО002/06/106-129/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024