Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ :
от Заявителя - ИП Михно И.П. :
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 49/24 от 31.01.2024 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
18.01.2024 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание охранных услуг".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 346 539,00 рублей.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
05.02.2024 Управление на основании статьи 99 Закона о контрактной системе приняло решение провести внеплановую проверку по данной закупке.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении описания объекта закупки заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания Обращения следует, что извещение составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе в части неправомерного, по мнению Заявителя, установления требования к пропускному режиму в разделе 4 приложения N2 к проекту контракта.
Инспекция установила, что в проекте муниципального контракта содержатся, в том числе, следующие обязательные требования к исполнителю:
"Осуществлять пропускной режим проезда:
1) специализированной техники (транспортные средства организации, оказывающей ритуальные услуги и услуги по благоустройству надмогильных сооружений по результатам открытого конкурса при наличии талона, выданного уполномоченным органом);
2) похоронной процессии;
6) представителей Муниципального заказчика, сотрудников сектора специализированного обеспечения МКУ "ЦАХО", представителей организации, заключившей с Муниципальным заказчиком договор "На выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ, оказание ритуальных услуг, связанных с погребением, на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ" по результатам открытого конкурса, по списку, направленному Исполнителю, с указанием ФИО, марки и гос.рег. знака автомобиля".
Заявитель указывает, что установленные в проекте контракта требования не соответствуют положениям Областного закона Ленинградской области от 07.02.2020 N 9-оз "О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области".
Инспекция, проанализировав нормы действующего законодательства, установила следующее.
Частями 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон "О погребении и похоронном деле", Закон о погребении) определено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно частям 2 и 3 статьи 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные Законом о погребении, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Областным законом Ленинградской области от 07.02.2020 N 9-оз "О перераспределении полномочий в сфере погребения и похоронного дела между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области", вступившим в силу с 01.01.2021, к полномочиям Правительства Ленинградской области отнесены следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в сфере погребения и похоронного дела:
установление требований к качеству услуг, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению;
определение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;
установление размера бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ (кроме Федерального военного мемориального кладбища) для погребения умершего;
установление правил содержания мест погребения на территории муниципального образования;
установление порядка деятельности общественных кладбищ;
установление порядка деятельности воинских кладбищ и военных мемориальных кладбищ (находящихся в ведении органов местного самоуправления);
установление порядка деятельности крематориев.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что установление правил содержания мест погребения на территории муниципального образования и установление порядка деятельности общественных кладбищ с 01.01.2021 г. являются полномочиями Правительства Ленинградской области, которым 11.01.2022 г. принято постановление N 7 и утверждены Правила содержания мест погребения на территории муниципального образования, Порядок деятельности общественных кладбищ.
Постановлением Администрации муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области от 01 июля 2022 года N 1455 "О внесении изменений в постановление Администрации Сосновоборского городского округа от 01 декабря 2016 года N 2680 "Об утверждении Порядка оказания ритуальных услуг, содержания и эксплуатации общественных кладбищ муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области" внесены изменения в постановление Администрации Сосновоборского городского округа от 01 декабря 2016 года N 2680 "Об утверждении Порядка оказания ритуальных услуг, содержания и эксплуатации общественных кладбищ муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области" и утвержден Порядок оказания ритуальных услуг, содержания и эксплуатации общественных кладбищ муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области в новой редакции (далее - Порядок в редакции от 01.07.2022, Порядок).
Разделом 17 Порядка в редакции постановления от 01.07.2022, установлены правила движения транспортных средств по территории кладбища.
Так, согласно п. 17.1 Порядка в редакции постановления от 01.07.2022, посетителям запрещается въезжать на автотранспорте на территорию кладбища, не оборудованного схемами движения и стоянками транспортных средств. Исключением является проезд инвалидов и престарелых граждан в возрасте старше 80 лет на автотранспорте, являющимся легковым пассажирским автомобилем, имеющим от 2 до 5 пассажирских мест.
В силу п. 17.2 указанного Порядка, катафалковое автотранспортное средство, а также сопровождающий его транспорт, образующие похоронную процессию, имеют право проезда на территорию кладбища при наличии талона на захоронение (Приложение N 1) или талона на эксгумацию (Приложение N 2), выданных уполномоченным органом.
Вместе с тем, Порядок деятельности общественных кладбищ, утвержденный Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.01.2022 года N 7, содержит в разделе 9 иные правила движения транспортных средств на территории общественных кладбищ, согласно которых во время, отведенное для погребений, катафальное транспортное средство, а также сопровождающие его транспортные средства, образующие похоронную процессию, имеют право беспрепятственного проезда на территорию общественного кладбища и движения по его территории в пределах утвержденных схем организации дорожного движения (п. 9.1).
Право въезда на территорию общественного кладбища и движения по его территории в пределах схем движения и стоянок транспортных средств имеют: посетители-инвалиды первой, второй и третьей групп, лица, достигшие пенсионного возраста, лица с малолетними детьми и беременные женщины; лица, на которых зарегистрировано место захоронения, при ввозе на территорию объекта похоронного назначения намогильных сооружений (надгробий) и оград в целях их последующей установки на месте захоронения (п. 9.2).
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что правила движения транспортных средств на территории общественных кладбищ являются составной частью Порядка деятельности общественных кладбищ, установление которого отнесено Областным законом Ленинградской области от 07.02.2020 N 9-оз к полномочиям Правительства Ленинградской области.
Указанный вывод также соответствует позиции, изложенной в апелляционном определение Ленинградского областного суда по делу N33а-6066/2023 от 09 ноября 2023 года, в котором указано следующее:
"Учитывая, что соответствующими полномочиями обладает лишь Правительство Ленинградской области, которым 11.01.2022 утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ, в разделе 9 определены правила движения транспортных средств на территории общественных кладбищ, принятия администрацией Сосновобоского городского округа иных правил движения транспортных средств, отличных от установленных Постановлением Правительства Ленинградской области, свидетельствует о наличии в п.п. 17.1, 17.2 коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (принятие нормативного акта за пределами компетенции). Будучи принятыми за пределами компетенции, оспариваемые пункты устанавливают возможность необоснованного применения дополнительных исключений из общих правил.
Поскольку п.п. 17.1, 17.2 приняты администрацией Сосновобоского городского округа с превышением полномочий, имеются основания для признания указанных положений полностью не действующими".
На основании вышеизложенного, Инспекция усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Однако, исходя из того, что на момент рассмотрения Обращения по существу Контракт уже был заключен, Инспекция приняла решение не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что заключен контракт;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Председатель Инспекции |
|
Члены Инспекции |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 февраля 2024 г. N 047/10/99-160/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024