В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 62/24 от 06.02.2024 Комиссией Оренбургского УФАС России по проведению внеплановых проверок (далее - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: _
Членов Комиссии: _
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс-56" - _, действующего на основании доверенности,
представители Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли,
рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (вх. N 1163/24 от 06.02.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс-56" (ИНН: 5634020486) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий при подготовке к весеннему паводку гидротехнических сооружений, расположенных по адресам: г. Оренбург, п. Кушкуль; Оренбургская обл., с. Пруды, ул. Береговая, 22, и содержание гидротехнического сооружения "Защитная дамба у п. Кушкуль г. Оренбурга" для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066924000012),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Заказчик) (вх. N 1163/24 от 06.02.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс-56" (далее - Общество, Победитель) (ИНН: 5634020486) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий при подготовке к весеннему паводку гидротехнических сооружений, расположенных по адресам: г. Оренбург, п. Кушкуль; Оренбургская обл., с. Пруды, ул. Береговая, 22, и содержание гидротехнического сооружения "Защитная дамба у п. Кушкуль г. Оренбурга" для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066924000012).
Из обращения Заказчика следует, что Общество не подписало проект контракта в регламентированный срок, в связи с чем 05.02.2024 ООО "Стройресурс-56" признано уклонившимся от заключения контракта.
Представитель ООО "Стройресурс-56" просил представленные в отношении Общества сведения не включать в РНП, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях. Представитель Общества обратил внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на то, что Победитель не имел умысла на уклонение от подписания и исполнения настоящего контракта. 31.01.2024 Общество обратилось в ПАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК" с целью получения независимой банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. 01.02.2024 Победителем закупки была совершена оплата за выдачу независимой гарантии, о чем свидетельствует платежное поручение N 36 на сумму 1 863,00 рублей. Независимая гарантия на сумму 81 000,00 рублей была получена Обществом лишь 05.02.2024.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителей сторон, установила следующее.
23.01.2024 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке РТС-тендер было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий при подготовке к весеннему паводку гидротехнических сооружений, расположенных по адресам: г. Оренбург, п. Кушкуль; Оренбургская обл., с. Пруды, ул. Береговая, 22, и содержание гидротехнического сооружения "Защитная дамба у п. Кушкуль г. Оренбурга" для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066924000012).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 906 666,67 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Из положений п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что победитель запроса котировок в электронной форме подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (Заказчиком исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.01.2024 N ИЗК1 ООО "Стройресурс-56" признано победителем запроса котировок в электронной форме с предложением по цене контракта - 810 000,00 рублей.
31.01.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта.
01.02.2024 от электронной площадки получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком".
Однако в регламентированный срок Победителем не размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в установленном размере.
В этой связи 05.02.2024 Заказчиком был сформирован протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и размещен в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и ведения такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в РНП нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. ООО "Стройресурс-56", подавшее заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Получение независимой гарантии (N 897467-БГ/24 от 05.02.2024) за установленными сроками не может быть признана безусловным обстоятельством, исключающим применение мер публично-правовой ответственности, поскольку не является объективной причиной, свидетельствующей о невозможности своевременного подписания контракта.
Оценивая в настоящем случае действия Общества в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным сведения в отношении ООО "Стройресурс-56" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (вх. N 1163/24 от 06.02.2024) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Стройресурс-56" (ИНН: 5634020486) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение работ по проведению противопаводковых мероприятий при подготовке к весеннему паводку гидротехнических сооружений, расположенных по адресам: г. Оренбург, п. Кушкуль; Оренбургская обл., с. Пруды, ул. Береговая, 22, и содержание гидротехнического сооружения "Защитная дамба у п. Кушкуль г. Оренбурга" для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (извещение N 0153300066924000012), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 12 февраля 2024 г. N 056/10/104-116/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - гидротехнические сооружения - электронная торговая площадка - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024