Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Электромашиностроительный Колледж" (далее - Заказчик):
ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34343-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений мастерских в здании СПб ГБПОУ ЭМК (извещение N 0372200031622000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений мастерских в здании СПб ГБПОУ ЭМК (извещение N 0372200031622000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 789 925,44 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПРОЕКТСТРОЙ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" заключен государственный контракт N 0372200031622000055/2 от 20.01.2023 (далее - Контракт) на сумму 785 975,81 рублей, по условиям которого ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" обязалось оказать услуги по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений мастерских в здании СПб ГБПОУ ЭМК (далее - Услуги) в срок не более 100 (ста) календарных дней с даты подписания сторонами Контракта, включая все согласования, предусмотренные Контрактом (п. 3.1.1 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРОЕКТСТРОЙ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
Согласно п. 3.1.1 Контракта начало оказания Услуг: с даты подписания сторонами Контракта.
Срок проектирования: 40 (сорок) календарных дней.
Получение согласований и положительных заключений по проектно- сметной документации: не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней с даты начала оказания Услуг по Контракту.
Общий срок разработки проектно-сметной документации: не более 100 (ста) календарных дней.
В соответствии с п. 4.1.15 Контракта Исполнитель обязан письменно информировать Заказчика обо всех случаях невозможности выполнения им условий оказания Услуг не позднее 2 (двух) рабочих дней до наступления срока выполнения обязательств.
По состоянию на 14.12.2023 обязательства по Контракту, принятые Исполнителем, не были исполнены, письменные уведомления о невозможности выполнения условий Контракта в адрес Заказчика не поступали.
Учитывая изложенное и принимая во внимание ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.8 Контракта, и в соответствии с ст. 405, 708 ГК РФ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
1412.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с п. 8 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) Исполнитель произвёл обмерные работы с обследованием технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций, и их элементов, технических устройств, оборудования и сетей части здания, о чем был составлен и направлен Заказчику Отчёт по обмерным работам и обследованию помещений, мастерских в здании.
При обследовании помещений мастерских Исполнителем была выявлена невозможность достоверного определения трас электроснабжения, существующих слаботочных сетей, так как часть сетей скрыта, к части сетей нет доступа ввиду наличия в помещениях действующего производства.
На основании п. 17 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) Заказчик обязан предоставить Исполнителю копии договоров на коммунальное обслуживание и отпуск энергоресурсов (с приложениями).
05.03.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика запрос на исполнительную документацию на существующие в цехах слаботочные системы и систему электроснабжения.
Заказчик не смог предоставить запрашиваемые документы по причине отсутствия какой-либо технической документации на системы электроснабжения помещений. Кроме того, копии поэтажных планов, переданных Исполнителю, не соответствовали фактическим размерам помещений, виду чего Исполнителем осуществились замеры самостоятельно.
Указанные факты повлияли как на увеличение сроков оказания Услуг по Контракту, так и на финансовые затраты Исполнителя по дополнительному обследованию помещений.
Несмотря на возникшие трудности, Исполнителем были разработаны разделы проектной документации: Система электроснабжения, Система пожарной сигнализации, Система оповещения и управления эвакуацией, Система видеонаблюдения, Водоснабжение и канализация, Отопление и вентиляция, Архитектурные решения, Конструктивные решения, Общая пояснительная записка.
На основании подготовленной проектной документации предварительная стоимость капитального ремонта помещений по Контракту составила 150 млн.руб.. На рабочем совещании Заказчиком было заявлено, что указанную сумму на ремонт комитет не выделит, поэтому необходимо на каждый цех отдельно разрабатывать сметную документацию и согласовывать каждый цех в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении "Центр государственной экспертизы" (далее - ЦГЭ) отдельно. Заказчик рекомендовал начать со сварочного цеха (мастерской) как приоритетного цеха.
Таким образом, Исполнителю пришлось дополнительно разрабатывать проектно-сметную документацию на каждый цех отдельно, что также повлияло на сроки оказания Услуг и финансовые затраты.
Также представитель Участника отметил, что в ходе исполнения Контракта Заказчиком неоднократно вносились правки по расположению и расстановке оборудования в цехах, по увеличению размеров рабочих кабинок, по расположению вентиляционного оборудования, освещению, покрытию полов и тому подобное, в связи с чем Исполнителю приходилось постоянно редактировать разрабатываемую документацию.
15.08.2023 Исполнителем направлена сметная документация отдельно по сварочному цеху в рамках Контракта на согласование в ЦГЭ, что подтверждается заявлением и описью.
18.08.2023 из ЦГЭ получено уведомление о приостановке рассмотрения документов, представленных для проведения государственной экспертизы документации по причине отсутствия доверенности от Заказчика и справки о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности. Дополнительно Исполнителем от ЦГЭ была получена устная информация, что государственную экспертизу по Контракту можно проходить один раз, таким образом, в случае согласования определения достоверности сметной стоимости только по сварочному цеху, повторное согласование по данному Контракту по другим цехам будет невозможно.
Указанная информация была передана Заказчику и после проведения рабочего совещания Заказчиком было принято решение о согласовании проектно-сметной документации единовременно по всем цехам.
Исполнителем были внесены правки в разделы слаботочных систем по правкам Заказчика.
С сентября по ноябрь 2023 года Исполнителем направлялась Заказчику сметная документация по остальным цехам.
13.11.2023 подготовленная сметная документация по всему колледжу была направлена на согласование и утверждение Заказчику.
От Заказчика информация о согласовании сметы отсутствовала, справка о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности не предоставлялась, постоянно от Заказчика поступала информация о согласовании сметы с техническим отделом, в связи с чем у Исполнителя отсутствовала возможность направить сметную документацию на согласование в ЦГЭ.
В начале декабря 2023 года Заказчик в устном порядке уведомил Исполнителя о том, что Контракт потерял для него интерес, в связи с чем просил о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Исполнитель уведомил Заказчика, что неоднократно письмами с 05.03.2023 по 13.11.2023 направил на официальный адрес электронной почты более 30 (тридцати) писем разработанной проектно-сметной документации, затратил 400 с лишним тысяч рублей на оплату проектировщикам за разработку документации, каких-либо замечаний к документации от Заказчика не получал и с одностороннем Контракта по соглашению сторон не согласен.
Направление проектно-сметной документации подтверждается направлением на электронную почту Заказчика.
15.12.2023 Заказчик направил Исполнителю решение об одностороннем расторжении Контракта.
15.12.2023 Исполнитель направил в адрес Заказчика ответ на решение об одностороннем отказе и заявил о приостановке работ по Контракту, в связи с неполучением от Заказчика информации о недостатках к направленной проектно-сметной документации.
Дополнительно Исполнитель направил Заказчику уведомления от 21.12.2023 и от 22.12.2023, в которых просил отозвать решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Однако Заказчик Решение не отменил, и Контракт был расторгнут.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая активные действия ООО "ПРОЕКТСТРОЙ", направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРОЕКТСТРОЙ" (ИНН: 7814798536), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-24/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2024