Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПБ ГБУЗ "Родильный дом N 17" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Медика" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 3159-ЭП/24 от 07.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения из полимерных материалов для нужд СПб ГБУЗ "Родильный дом N 17" в 2024 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.01.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200037624000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 419 975,00 рублей.
В жалобе ООО "Медика" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
Предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения из полимерных материалов для нужд СПб ГБУЗ "Родильный дом N 17" в 2024 году.
Описание объекта закупки содержит следующую информацию.
Согласно доводам Заявителя, в Российской Федерации нет ни одного медицинского изделия, зарегистрированного в Росздравнадзоре, соответствующего требованиям Заказчика по позиции 9 описания объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Заказчик при формировании аукционной документации руководствовался положениями Закона о контрактной системе и описал объект закупки в соответствии со ст.33 на основании своих потребностей для проведения медицинских манипуляций при ведении основного вида деятельности.
Заказчиком были направлены пять запросов организациям, обладающим опытом поставки медицинских расходных материалов, для предоставления ценового предложения, получено 3 коммерческих предложения от организаций, которые согласились поставить наборы для постановки клизм с составом, указанном в извещении и аукционной документации.
Запросов на разъяснения документации в период публикации вышеуказанного извещения не поступало.
По окончанию срока подачи заявок электронного аукциона подано две заявки, удовлетворяющие требованиям извещения.
При формировании описания товара - набор для постановки клизм, Заказчик произвёл в соответствии с правилами ПП 145 от 08.02.2017 г. и применил КТРУ N 22.19.71.190-00000053 "Набор для выполнения клизмы". Заказчик взял основные характеристики описания товара, а дополнительные характеристики обосновал с учетом потребностей к товару для проведения медицинских манипуляций, введению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542, в состав которого входят, в том числе, профильные специалисты, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации N 24-03-08/21251 от 28.03.2019 г.).
В описании объекта закупки Заказчик не устанавливает требования или указания в отношении наименования производителя или какие-либо иные требования, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.
При описании товара Заказчик установил инструкцию к характеристике "Состав набора", позволяющую предложить участнику закупки иной или аналогичный набор для выполнения клизм в заявке.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик закупаемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие у участников закупки возможности или желания поставить товар необходимый заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Заявитель утверждает, что нет ни одного медицинского изделия, зарегистрированного в Росздравнадзоре, соответствующего требованиям извещения, однако наборы для постановки клизм производства ООО "АлайфДафина" и Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет соответствуют.
Письмо официального дистрибьютора Бикакцилар Тибби Джехазлар Санай ве Тиджарет А. С. АО "ДИНА ИНТЕРНЕШНЛ" Исх. N 070224-Г от 07.02.2024 года, согласно которому набор для постановки клизмы по Регистрационному Удостоверению от 22.02.2017 N ФЗС 2008/00076 от 22 февраля 2017 г. обладает характеристиками, соответствующими требованиям извещения Заказчика.
Согласно доводу Заявителя, наборы для клизм производства ООО "Алайф-Дафина" имеют в своем техническом составе кружку Эсмарха объемом 2000 мл, а не 1750 мл как требуется в извещении. Проанализировав сведения о наборах для клизм производства ООО "Алайф-Дафина", Заказчик отметил по составу аналогичный набор для клизм производства ООО "Алайф-Дафина" по РУ РЗН 2018/7491 от 17.06.2021 г. имеет мешок с градацией до 2000 мл, при этом имеется возможность наполнения до 1750 мл, чему свидетельствует подтверждение производителя. Заказчик отправил официальное письмо в ООО "Алайф-Дафина" для подтверждения данной информации. Ответ производителем предоставлен.
На рынке Российской Федерации присутствуют более десяти различных производителей данных медицинских изделий, что подтверждается действующими регистрационными удостоверениями, размещенными на сайте Росздравнадзора.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилам N 1416, ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования", ГОСТ ISO 11607-2011 "Межгосударственный стандарт. Упаковка для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации. Общие требования", следует, что товар (набор для выполнения клизм) можно скомплектовать из отдельных изделий, входящих в состав набора, но которые имеют отдельную индивидуальную упаковку и маркировку, и которые прошли государственную регистрацию.
Заказчику требуется получение именно тех товаров, с качественными, функциональными и техническими характеристиками, и в той или аналогичной комплектации, которая указана в техническом задании и необходима для медицинского рабочего процесса.
Ознакомившись с пояснениями Заказчика, содержанием извещения, протокола подведения итогов определения поставщика, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что доводы жалобы являются необоснованными.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не обеспечил присутствие представителя. Доказательств обратного сказанному представителем Заказчика, Заявителем, соответственно, не приведено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 33, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медика" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2024 г. N 44-553/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024