Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПб ГКУ "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик);
с участием представителя ООО "РемСтрой" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 548-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту служебных помещений по адресам: Лиговский проспект, дом 100-104, литера Н, помещение 1-Н; Лиговский проспект, дом 100-104, литера Ж; Лиговский проспект, дом 100-104, литера С для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в 2023 году (извещение N 0172200002723000153),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 13.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурсf в электронной форме на выполнение работ по ремонту служебных помещений по адресам: Лиговский проспект, дом 100-104, литера Н, помещение 1-Н; Лиговский проспект, дом 100-104, литера Ж; Лиговский проспект, дом 100-104, литера С для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в 2023 году (извещение N 0172200002723000153) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 13 395 859,97 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "РемСтрой".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РемСтрой" заключен государственный контракт N 0172200002723000153-5-2 от 13.11.2023 на сумму 12 726 066,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РемСтрой".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работ по ремонту служебных помещений (далее - Работы) по адресам: Лиговский проспект, дом 100-104, литера Н, помещение 1-Н; Лиговский проспект, дом 100-104, литера Ж; Лиговский проспект, дом 100-104, литера С для нужд Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга" в 2023 году (далее - Объект).
Порядок, форма и сроки приемки выполненных работ определены разделом 5 Контракта, срок выполнения Работ определен разделом 3 Контракта, требования к выполняемым Работам определены техническим заданием, являющимся приложением N 2 к Контракту (далее - Техническое задание).
В соответствии с разделом 3 Контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению работ со дня подписания актов передачи объектов в работу.
Акты передачи объектов в работу должны быть подписаны сторонами в течение 3 рабочих дней с момента подписания сторонами Контракта. Согласно условиям Контракта, окончание выполнения работ Подрядчиком не позднее 10.12.2023 с даты передачи объектов в работу.
26.12.2023 Подрядчик в соответствии с пунктом 5.2 Контракта, сформировал с использованием ЕИС документ о приемке на сумму 3 051 439,88 рублей.
27.12.2023 Заказчиком подписан в ЕИС документ о приемке частично выполненных работ.
Контрактом срок выполнения работ истек 10.12.2023 и по состоянию на 29.12.2023 обязательства по Контракту Подрядчиком не исполнены в полном объеме, в соответствии с положениями пункта
Учитывая, что предусмотренный Контрактом срок выполнения работ истек 10.12.2023 и по состоянию на 29.12.2023 обязательства по Контракту Подрядчиком не исполнены надлежащим образом, в соответствии с положениями п.1 ст.450.1, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.4 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно п. 3.2 Контракта начало выполнения работ - со дня подписания акта передачи объекта в работу. Акт передачи объекта в работу должны быть подписаны сторонами в течение 3 рабочих дней с даты подписания Контракта сторонами, окончание выполнения работ - не позднее 10.12.2023.
Объект передан в работу по Акту передачи объекта в работу 15.11.2023.
В процессе выполнения Работ Подрядчиком выявлены несоответствие объем и видов Работ относительно сметной документации по, что зафиксировано Актом от 20.11.2023 в присутствии представителя Заказчика.
Дополнительно сообщаем, что доступ для выполнения работ по Контракту на помещения: Лиговский проспект, дом 100-104, литера С (первый этаж); Лиговский проспект, дом 100-104, литера Ж у Подрядчика отсутствовал. Между Подрядчиком и Заказчиком устной форме было оговорено об освобождении помещений от материальных ценностей Заказчика силами Заказчика до 22.11.2023.
По состоянию на 23.11.2023 Заказчик не освободил вышеуказанные помещения от материальных ценностей. Подрядчик продолжал выполнять Работы исключительно в тех помещениях где был осуществлен 100% доступ.
Также до окончания срока выполнения Работ по Контракту доступ в неосвобожденные помещения Заказчиком не был предоставлен.
13.12.2023 Подрядчиком были представлены документы на бумажном носителе: акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) на проверку и согласование по указанию Заказчика.
После проведенных мероприятий по приемки частично выполненных работ, Заказчик осуществил приёмку и подписание Акта приемки объекта в эксплуатацию 25.12.2023.
28.12.2023 при общении с представителем Заказчика Подрядчику было сообщено, что Контракт будет расторгнут в одностороннем порядке с внесением Подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с чем, 29.12.2023 Подрядчик обратился к Заказчику с претензией и просьбой выхода на адреса для освидетельствования необратимости обозначенных фактов.
По состоянию на 10.01.2024 ответа от Заказчика не последовало.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РемСтрой" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РемСтрой" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РемСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РемСтрой" (ИНН: 7842383413), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-138/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024