Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "ВД" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 305/24 от 10.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку индикаторов для контроля стерилизации для нужд клинических подразделений (извещение N 0372100052923000689),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку индикаторов для контроля стерилизации для нужд клинических подразделений (извещение N 0372100052923000689) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 637 860,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "ВД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ВД" заключен государственный контракт N 356/2023-ЭА от 24.10.2023 на 143 040,11 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 7.3 и 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ВД".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить индикаторы для контроля стерилизации для нужд клинических подразделений (далее - Товар).
Согласно п. 1.2 Контракта, поставки Товара осуществляются на основании заявок Заказчика отдельными партиями. Срок поставки в соответствии с п. 4.1. Контракта - 5 рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
Заказчик направил заявку Поставщику на поставку партии товара 27.10.2023. Срок поставки по данной заявке - не позднее 03.11.2023, Товар по заявке Поставщиком не поставлен.
Поставщик по документу о приемке N 3167 от 16.11.2023 поставил Товар, не соответствующий условиям Контракта, в связи с чем, Заказчиком был сформирован Мотивированный отказ N14820-01/к от 01.12.2023 от подписания документа о приемке в части Товара.
В данном мотивированном отказе, в соответствии с п.6.2.6 Контракта был установлен срок для замены Товара Поставщиком на Товар надлежащего качества, данный срок составляет 5 рабочих дней. Надлежащий срок замены Товара, согласно сроку, установленному Заказчиком в мотивированном отказе - 11.12.2023.
Поставщику в связи с непоставкой Товара надлежащего качества была направлена претензия N 15357-01/к от 13.12.2023.
По состоянию на 25.12.2023 Участником Товар не поставлен, обязательства по Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 7.3 и п. 7.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 25.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
27.10.2023 от Заказчика поступила первая заявка на поставку Товара.
30.10.2023 Товар, был отгружен в адрес Заказчика. В составе товаросопроводительной документации к поставляемой партии товара по Контракту ООО "ВД" представило Заказчику на товар: регистрационные удостоверения и инструкции по применению.
15.11.2023 Товар был поставлен Заказчику.
16.11.2023 Участником был размещен в ЕИС документ о приемке N 3167 от 16.11.2023.
20.11.2023 Заказчик, посредством ЕИС в сфере закупок, отказал в приемке поставленного по счету-фактуре N 3167 от 16.11.2023 Товара.
21.11.2023 Участник разместил в ЕИС редакцию N 1 документа о приемке N 3167 от 21.11.2023.
04.12.2023 Заказчик частично принял поставленный Товар.
25.12.2023 Заказчик разместил Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.12.2023 г. (исх. N 15754-01/к), в котором сообщал о расторжении Контракта в связи с не заменой поставленного в его адрес Товара.
26.12.2023 Участник, в ответ на принятое Решение, с целью исполнения Контракта в полном объеме, обратилось к Заказчику с письмом, в котором предложил к поставке Товар, но иного производителя и с иным регистрационным удостоверением на медицинское изделие, иного российского производителя, без изменения национального режима закупки.
Не исключая возможность согласия Заказчика на поставку (замену) индикаторов по позиции N 1 Спецификации к Контракту с РУ N РЗН 2013/42 от 17.09.2019, производства ООО "НПФ "ВИНАР" (Россия), соответствующим условиям Контракта.
29.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС ответ, в котором указал, что у Заказчика сохраняется потребность в Товаре, наименование которого указано в Спецификации к Контракту.
Поскольку ООО "ВД" поставило по позиции N 1 Спецификации к Контракту, Товар с соответствующими Контракту наименованием (полное соответствие), регистрационным удостоверением на медицинские изделия (полное соответствие), техническими характеристиками (соответствие, за исключением "контрольных значений индикаторов"), функциональными характеристиками (полное соответствие), страной происхождения (полное соответствие), иной Товар по данной позиции поставить не представляется возможным.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ВД" реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Участником был поставлен Товар на сумму 40 260,00 рублей из 143 040,11 рублей, при этом, Участник предлагал Заказчику заменить Товар, но другого производителя, без изменения национального режима закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ВД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ВД" (ИНН: 5754027370), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2024 г. N РНП-78-93/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024