Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 3" (далее - Заказчик):
ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3038-ЭП/24 от 06.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мягкой мебели (извещение N 0372200159723000036),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мягкой мебели (извещение N 0372200159723000036) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 107 863,34 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ" заключен государственный контракт N 23_36 от 15.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 107 863,34 рублей, согласно которому Участник обязался осуществить поставку мягкой мебели (далее - Товар) одной партией в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
11.3.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товара (п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
11.3.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. 2 ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
11.3.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ", в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
09.01.2024 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с поставкой Товара Участником.
Однако 26.01.2024 Заказчик выявил несоответствие поставленного Участником Товара характеристикам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), и повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) на основании п. 11.3 Контракта, п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 25.12.2023 в адрес Заказчика был поставлен Товар в полном объеме. В ЕИС сформирован структурированный документ о приемке N 111 от 25.12.2023 на сумму 107 863,34 рублей. С учетом положений п. 3.13 Контракта Заказчик обязан был принять Товар в срок до 30.01.2024, а оплатить в срок до 08.02.2024. Однако Товар не был принят Заказчиком. 26.12.2023 Заказчик разместил отказ в приемке Товара в связи с тем, что габариты Товара не соответствовали требованиям Контракта. 26.01.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по аналогичным основаниям.
Вместе с тем, по мнению представителя Участника, отказ Заказчика является незаконным в связи со следующим.
1. В ходе подготовки к производству (изготовлению) продукции по инициативе Заказчика стороны согласовали в ходе переписки (с 18.12.2023 по 22.12.2023): габариты товара, цветовые решения, дизайн модели (форма), его наполнение.
Наличие согласования дизайн-проекта дивана со стороны Заказчика послужили основанием для производства продукции и поставки Заказчику.
2. У Заказчика отсутствовали объективные препятствия для приемки Товара.
Согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком, подрядчиком, исполнителем допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В письмах Минфина России от 01.09.2020 N 24-03-08/76658, от 05.11.2020 N 24-03-07/96264, от 03.06.2020 N 24-02-08/47557 и от 17.02.2020 N 24-03-08/10935 отмечено, что товары, работы, услуги, обладающие улучшенными параметрами, качествами, техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) должны быть не хуже установленных в документации о закупке, контракте характеристик.
Поскольку критерии определения улучшенных технических характеристик и функциональных (потребительских свойств) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг Законом о контрактной системе не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает поставку (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара, выполнения работ или оказания услуг (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 мая 2019 г. N Ф01-6970/18 по делу N А29-6924/2016).
По мнению представителя Участника, предлагаемый к поставке Товар имел улучшенные характеристики, поскольку его габариты учитывают конфигурацию помещений Заказчика после ремонтных работ, что прямо следует из переписки с Заказчиком в период с 18.12.2023 по 22.12.2023.
3. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 21.12.2023 (в период ведения переписки по согласованию дизайна дивана, инициированной Заказчиком).
25.12.2023 Товар был поставлен, что подтверждается сведениями ЕИС.
26.12.2023 Заказчик отказался принимать Товар в связи с отклонениями в габаритах.
Тем не менее 09.01.2024 Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Тем самым Заказчик в последующем подтвердил, что Поставщик устранил нарушение и поставил Товар, отвечающий потребностям Заказчика. Однако 26.01.2024 Заказчиком повторно принято решение, основанное на мотивированном отказе от 26.12.2023.
Если сторона имеет основания для отказа от договора, но подтверждает действие договора, она теряет право на последующий отказ от этого договора по тем же основаниям (п. 5 ст. 450.1 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, по мнению представителя Участника, повторно принятое решение не соответствует п. 5 ст. 450.1 ГК РФ и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, которая устанавливает, что принятое решение должно соответствовать ГК РФ.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Характеристиках предлагаемого Поставщиком Товара, указанные в предложении Поставщика в отношении объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) установлены конкретные показатели габаритов Товара и дизайна модели (форма), а информации о цветовых решениях не содержится. Таким образом, Участник должен был согласовать с Заказчиком только цвет Товара.
Документов, подтверждающих согласование Заказчиком иных габаритов, не предусмотренных условиями Контракта, на заседание Комиссии УФАС Участником не представлено, как и согласование поставки Товара с улучшенными характеристиками в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ", ИНН: 7751181628; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Валеева Анастасия Викторовна, ИНН: 744712239094, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ФАБРИКА ФАСАДОВ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.02.24 |
08.02.24 |
06.02.24 |
0 |
06.02.24 |
13.02.24 |
12.02.24 |
0 |
15.02.24 |
15.02.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 февраля 2024 г. N РНП-78-292/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024