Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ГБДОУ детский сад N 78 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
с участием представителя ООО "Альтера" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 312/24 от 10.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по оснащению комплексными системами обеспечения безопасности (СПС и СОУЭ) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад N 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 51, литер А в 2023 году (извещение N 0172200002223000217),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по оснащению комплексными системами обеспечения безопасности (СПС и СОУЭ) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад N 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 51, литер А в 2023 году (извещение N 0172200002223000217) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 674 233,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.09.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Альтера".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альтера" заключен государственный контракт N 0172200002223000217-78 от 10.10.2023 на 3 225 220,98 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 7.5 и 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альтера".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по оснащению комплексными системами обеспечения безопасности (СПС и СОУЭ) (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 51, литер А (далее - Объект).
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии со сметой Заказчика (Приложение N 1 к Контракту), Рабочей документацией, шифр 1777-89/23-СПС/СОУЭ, разработанная ООО "СКБ-ПРОЕКТ" (Приложение N 2 к Контракту), а также условиями Контракта.
В соответствии с п. 2.1 Контракта Работы выполняются с момента заключения Контракта, но не ранее 02.10.2023, в срок до 30.11.2023 (п. 2.2 Контракта).
18.12.2023 Подрядчиком размещен документ о приемке N 209.
29.12.2032 Заказчик направил Мотивированный отказ, в котором указал, что Работы по Контракту выполнены не в полном объеме, смонтированные системы СПС и СОУЭ не соответствуют проектно-сметной документации, изменения системы не согласованы с Заказчиком.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 7.5 и п. 8.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
31.10.2023 в адрес Заказчика и СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района" Подрядчик направил Письмо исх.N609, в котором указал, что согласно пункта 1.2 Контракта - Подрядчик выполняет работы в соответствии со сметой Заказчика (Приложение N1 к Контракту), Рабочей документацией, шифр 1777-89/23-СПС/СОУЭ, разработанная ООО "СКБ-ПРОЕКТ" (Приложение N 2 к Контракту), а также условиями Контракта.
Подрядчик уведомил обе стороны Контракта о том, что им будут применяться эквивалентные (аналогичные) материалы и оборудование, имеющие необходимые сертификаты, а также предоставил все сертификаты в приложении.
После направления указанного письма и поставки оборудования и материалов на Объект, Подрядчик приступил к Работам. Также по указанию Заказчика Подрядчик внес изменения в рабочую документацию и получил согласование рабочей документации в Государственном Мониторинговом Центре (ГМЦ).
Система была смонтирована на Объекте, выполнены мероприятия по подключению системы к необходимым мониторинговым организациям, получены соответствующие акты:
- Акт прохождения сигналов на СПб ГКУ "ГМЦ";
- Акт прохождения сигнала на ГУ МЧС СПб (ЦАСПИ);
- Выполнен демонтаж старой системы СПС и СОУЭ.
18.12.2023 уведомление о завершении работ было направлено Заказчику, Заказчик провел приемо-сдаточные мероприятия.
26.12.2023 от службы Заказчика было получено замечание "Смонтированные системы СПС и СОУЭ не соответствуют проектно-сметной документации, изменение систем не согласованы с Заказчиком".
При этом пояснения Подрядчика, о том, что о применяемых эквивалентных материалах и оборудовании Заказчик и Служба Заказчика были осведомлены заблаговременно.
29.12.2023 Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ от приемки работ в разделе решение об одностороннем расторжении контракта.
Основанием отказа также явилось обстоятельство применения эквивалентного оборудования и материалов. При этом, согласно п. 6.3 Контракта, в случае направления отказа от приемки работ указываются причины такого отказа и сроки устранения недостатков (с приложением акта).
Таким образом на объекте Заказчика в настоящее время находится полностью смонтированная система СПС и СОУЭ, подключенная ко всем требуемым ведомствам, выполненная в соответствии с техническими решениями проектной документации.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Альтера" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Альтера" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альтера" (ИНН: 7804360574), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2024 г. N РНП-78-100/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024