Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 79/24 от 09.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по установке причальных палов для раскрепления плавучего причала из металлического понтона и свайных опор для установки переходного трапа на акватории р. Нева (извещение N 0372200168323000062),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукцион на выполнение работ по установке причальных палов для раскрепления плавучего причала из металлического понтона и свайных опор для установки переходного трапа на акватории р. Нева (извещение N 0372200168323000062) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 14 084 560,62 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ" заключен государственный контракт N 194/23 от 16.10.2023 на 14 084 560,62 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по установке причальных палов для раскрепления плавучего причала из металлического понтона и свайных опор для установки переходного трапа на акватории р. Нева (левый берег) по адресу, указанному в п. 1.2 Контракта (далее - Работы).
В соответствии с п. 5.1 Контракта срок выполнения Работ - 43 календарных дня с даты заключения Контракта, таким образом, последний день выполнения Работ приходился на 28.11.2023.
В соответствии с п. 6.1 Контракта по окончании производства работ по Контракту, в срок не позднее 43 календарного дня с даты заключения Контракта, для сдачи-приемки Работ Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке с приложением платежных документов и нарочно с сопроводительным письмом передать исполнительную документацию.
На 19.12.2023 Работы Подрядчиком выполнены частично. Письмами от 12.12.2023 NN 285,286 Подрядчик сообщил о невозможности выполнения Работ в полном объеме по Контракту на основании обстоятельств, возникших в период производства Работ на акватории реки Невы на объекте: Санкт-Петербург, участок акватории вблизи участка набережной реки Невы "Прачечный мост - Верхний Лебяжий мост", литера Б, спуск N 1.
В соответствии с заключением Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 13.07.2023 N 07-05/7732 о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией "Установка причальных палов для раскрепления плавучего причала и свайных опор для установки переходного трапа на акватории р. Нева (левый берег)", для охраны запасов осенне-нерестующих рыб предписано соблюдение запрета на выполнение Работ на акватории в период с 1 сентября до наступления ледостава, в связи с чем планировалась мобилизация техники в увеличенном количестве, а именно использование двух плавкранов для обеспечения оперативного выполнения Работ по Контракту в полном объеме с учетом расчистки акватории, подвоза труб и осуществления их установки с устройством связей опорных конструкций для берегового трапа. Планируемый срок производства Работ составлял 7 календарных дней.
26.11.2023 ФГБУ "Северо-Западное УГМС" было объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении по восточной части финского залива с сохранением Северо-восточного и восточного ветра 12-16 м/с и высотой волн вне льда 1-1,5 м/с.
В ночь с 27.11.2023 на 28.11.2023 погодные условия резко ухудшились, скорость ветра достигала 16 м/с, что вызвало сильную подвижку ледового покрова на реке Неве. В результате начавшегося дрейфа ледового поля, строительная техника, были частично сорваны с якорей и начали дрейф вместе с ледовыми массами, что представляло опасность, как для плавкранов, так и для окружающей инфраструктуры. Штормовой прогноз продолжал сохраняться на период 28, 29 и 30 ноября.
30.11.2023 в Санкт-Петербург пришел новый циклон с продолжительным действием до 02.12.2023, принесший минусовые температуры и сильный снегопад.
В связи со сложившейся ситуацией, вызванной неблагоприятными погодными условиями, во избежание возможного наступления негативных последствий в виде повреждения плавкранов и прилегающей транспортной инфраструктуры, Подрядчиком было принято решение о выводе с водного объекта строительной техники.
Продолжение Работ по Контракту в данных условиях не представлялось возможным.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Во исполнение своих обязательств по контракту Подрядчик осуществил закупку необходимых материалов и, в соответствии с проектными решениями, осуществил их подготовку к монтажу.
Подрядчик разработал проект производства Работ и согласовал его в ФБУ "Администрация "Волго-Балт".
В соответствии с заключением Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (СЗТУ ФАР) от 13.07.2023 N 07-05/7732 о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией "Установка причальных палов для раскрепления плавучего причала и свайных опор для установки переходного трапа на акватории р. Нева (левый берег)", для охраны запасов осенне-нерестуюгцих рыб предписано соблюдение запрета на выполнение Работ на акватории в период с 1 сентября до наступления ледостава (копия заключения прилагается).
С началом наступления льдообразования на реке Неве Подрядчик приступил к мобилизации строительной техники для выполнения Работ, предусмотренных Контрактом.
Так, в ночь с 25.11.2023 на 26.11.2023 на строительную площадку буксирами "Шлюзовой-48" и "Обь" был доставлен и раскреплен на акватории плавкран "КПЛ 5-30 N356", а в ночь с 26.11.2023 на 27.11.2023 буксирами "Шлюзовой-48" и "Акмал" был доставлен и раскреплен на акватории плавкран "ПК-86".
26.11.2023 ФГБУ "Северо-Западное УГМС" было объявлено предупреждение о неблагоприятном явлении по восточной части финского залива с сохранением Северо-восточного и восточного ветра 12-16 м/с и высотой волн вне льда 1-1,5 м. Однако, мобилизационные мероприятия в целях обеспечения надлежащего выполнения Работ по Контракту, решено было продолжать.
27.11.2023 Подрядчик подал заявку на переход баржи с погруженными и подготовленными к Работам комплектом металлоконструкций. Однако, ввиду неблагоприятных погодных условий, проводка баржи не была согласована диспетчерской службой ФБУ "Администрация "Волго-Балт" до улучшения ситуации.
Погодные условия резко ухудшились и в ночь с 27.11.2023 на 28.11.2023 при скорости ветра, достигавшая 16 м/с, началась сильная подвижка ледового поля на р. Нева. В результате подвижки, были частично сорваны с якорей и начали дрейф вместе с ледовыми массами, что представляло опасность, как для плавкранов, так и для окружающей инфраструктуры (сооружения Дворцовой набережной и Троицкого моста).
Штормовой прогноз продолжал сохраняться на период 28, 29 и 30 ноября. Таким образом, в связи с наступлением вышеперечисленных погодных условий и наступления ситуации чрезвычайной опасности для безопасности судоходства, решение о согласовании Проекта производства работ выданное ФБУ "Администрация "Волго-Балт" N 07-12/4486 от 13.11.2023 фактически утратило свою силу.
В связи со сложившейся тяжелой ситуацией, вызванной неблагоприятными погодными условиями, во избежание возможного наступления негативных последствий в виде повреждения и/или затопления плавкранов и нанесения ущерба, прилегающих к месту производства Работ объектам транспортной и городской инфраструктур, было принято решение о выводе с водного объекта строительной техники. Дальнейшее продолжение каких-либо строительных Работ в подобных условиях не представлялось возможным.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО " БАЛТСПЕЦФЛОТ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БАЛТСПЕЦФЛОТ" (ИНН: 7838016570), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2024 г. N РНП-78-78/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024