Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (далее - Заказчик):
ООО "МДС" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3152-ЭП/24 от 07.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200258523000628),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0372200258523000628) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 498 627,08 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МДС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МДС" заключен государственный контракт N 622-23 от 02.10.2023 (далее - Контракт) на сумму 314 217,04 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 3.4.10, 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 23.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МДС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В силу п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в течении 5 рабочих дней на основании заявки о получении Товара (Приложение N 3 к Контракту). Поставка последней партии не позднее 25.12.2023.
Согласно п. 1.2 Контракта конкретное количество Товара, необходимое Заказчику определяется Заявкой о получении Товара.
06.10.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку о получении Товара.
Согласно Документу о приемке от 12.10.2023 N 433 указанный Товар поставлен частично. Кроме того, часть поставляемого Товара, а именно: Товар с наименованием "Кабели пациента электрокардиографические для подключения пациента к монитору", в количестве 7 штук, поставлен ненадлежащего качества (год выпуска не соответствует заявленному в строке N 9 п. 3 таблицы "Технические характеристики товаров" Приложения N 2 к Контракту) и поэтому не принят Заказчиком, что подтверждается составленным представителями сторон актом о выявленных несоответствиях от 17.10.2023. Заказчиком 19.10.2023 осуществлена частичная приемка.
Фактически, во исполнение указанной заявки, Поставщиком поставлен и Заказчиком принят следующий Товар: "Кабель-удлинитель для датчика пульсоксиметрического", в количестве 14 штук и "Датчик пульсоксиметрический", в количестве 14 штук, на общую сумму 90 219,92 рублей.
Согласно документу о приемке от 17.11.2023 Поставщиком во исполнение той же заявки от 06.10.2023 был поставлен Товар.
Письмом от 22.11.2023 N 1042 Заказчик сообщил о выявленных при приемке несоответствиях Товара условиям Контракта и пригласил Поставщика для составления совместного акта о несоответствии Товара условиям Контракта на 24.11.2023.
Письмом от 23.11.2023 N 1462 Поставщик сообщил о том, что произведет замену ненадлежащего Товара на надлежащий в возможно короткие сроки.
Явку своего представителя на составление акта о несоответствии Товара условиям Контракта Поставщик не обеспечил, о переносе даты не просил.
В результате, акт от 24.11.2023 составлен Заказчиком в одностороннем порядке, которым подтверждено не соответствие части Товара требованиям Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Технических характеристик товаров (Приложение N 2 к Контракту).
Товар, указанный в п. 1, п. 2, п. 4 Документа о приемке, поставлен в упаковке, которая имеет двойную этикетку (одна наклеена на другую). На нижней этикетке Товара Кабели пациента электрокардиографические для подключения пациента к монитору (п. 2 Документа о приемке) указано РУ: РЗН 2015/2683 от 17.04.2023, вместо установленной п. 3 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и п. 3 Технических характеристик товаров (Приложение N 2 к Контракту) РУ: ФСЗ 2011/11064 от 19.04.2017. На нижней этикетке Товара Датчик температуры накожный и Датчик температуры ректальный (п. 1 и п. 4 Документа о приемке) указано РУ: РЗН 2015/2683 от 17.04.2023, вместо установленных п. 4 и п. 5 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и п. 4 и п. 5 Технических характеристик товаров (Приложение N 2 к Контракту) РУ: ФСЗ 2011/11065 от 11.04.2017.
Кроме того, Товар, поименованный в п. 1 и п. 4 Документа о приемке, в заявке Заказчика отсутствовал и не подлежал поставке.
Заказчиком 08.12.2023 осуществлена частичная приемка.
Согласно акту от 13.12.2023 непринятый Товар был возвращен Поставщику. Представитель Поставщика в указанном акте подтвердил выявленные недостатки Товара.
Письмом от 06.12.2023 N 1083 Заказчик попросил устранить указанные нарушения в срок до 7 календарных дней с даты получения письма.
Несмотря на письменные заверения Поставщика произвести замену ненадлежащего Товара на надлежащий в возможно короткие сроки (письмо Поставщика от 23.11.2023 N 1462), по состоянию на 23.01.2024 надлежащий Товар не был поставлен.
Письмом от 22.12.2023 Поставщик сообщил о невозможности поставки указанного Товара.
Таким образом, в установленный разумный срок указанные нарушения Контракта Поставщиком не устранены. На дату принятия настоящего решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта надлежащий Товар не поставлен.
В соответствии с п. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ); нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в том числе в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
В связи с изложенным, на основании п. 1 ст. 463 ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 с. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 3.4.10 и 12.3 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МДС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Заявка на поставку части Товара по трем позициям Спецификации к Контракту на общую сумму 207 136,44 рублей была направлена Заказчиком 06.10.2023.
По данной заявке 17.10.2023 по УПД N 433 от 12.10.2023 был поставлен Товар на общую сумму 111 919,92 рублей. Также Поставщик приложил письмо о том, что оставшийся Товар заказан и оплачен на производстве. Товар частично принят Заказчиком на сумму 90 219,92 рублей. Часть Товара не была принята, составлен акт о выявленных несоответствиях от 17.10.2023. Товар, не принятый Заказчиком, Поставщик забрал.
В ответ на письмо-уведомление от 26.10.2023 Поставщик направил письмо с информацией о сроке поставки оставшегося Товара и о причинах задержки поставки.
Товар, предусмотренный Спецификацией к Контракту, был заранее заказан в полном объеме у завода-изготовителя 15.09.2023 (копия инвойса, п.п. 4, 5, 6, 7, 8), оплачен 18.10.2023.
Заводом-изготовителем была заявлена дата выпуска Товара - 16.10.2023, но в связи с государственным праздником в КНР с 26.09.2023 по 06.11.2023 и загруженностью производства выпуск Товара был задержан.
В этой связи по заявке от 06.10.2023 Товар был поставлен частично из имеющихся на складе остатков.
Товар на сумму 223 997,12 рублей по УПД N 350 от 17.11.2023 был поставлен 22.11.2023. В данную партию входило оборудование на замену, а также остаток оборудования согласно Спецификации к Контракту, в том числе не заказанного по заявке.
Товар был принят частично на сумму 115 997,04 рублей.
Товар по позициям Спецификации - Датчик температуры накожный 2шт., Датчик пульсоксиметрический 18 шт. не был принят Заказчиком в связи с тем, что отсутствовал в заявке.
Товар, заказанный в заявке: Кабели пациента электрокардиографические, 32 шт. на сумму 99 200,00 рублей - не был принят Заказчиком из-за несоответствия по качеству.
23.12.2023 Поставщик направил Заказчику письмо о невозможности поставки Товара на замену до окончания срока действия Контракта в связи со сроками замены и доставки Товара с завода. В связи с этим Поставщик предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон в части поставки данной позиции.
Итого по заявке Заказчика был поставлен и принят Товар на общую сумму 206 216,96 рублей.
В общей сложности были поставлены товары, предусмотренные всеми п.п. Спецификации к контракту, кроме позиции Кабели пациента электрокардиографические, 32 шт. на сумму 99 200,00 рублей.
Платежным поручением N 11 от 12.01.2024 Поставщик оплатил пени, начисленные Заказчиком за просрочку поставки Товара.
Таким образом, Поставщик предпринял все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в Контракте.
Поставщик присылал Товар на замену, вел претензионную работу с заводом-изготовителем, запрашивал у завода информацию о сроках готовности оборудования и причинах задержки отгрузки, направлял информацию Заказчику.
Вместе с тем Поставщик активно участвует в закупках для государственных нужд, исполнил более 1200 контрактов с государственными заказчиками.
Поставщик ранее исполнял аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МДС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестности,
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Подрядчиком предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МДС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МДС" (ИНН: 7802630112), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2024 г. N РНП-78-297/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024