Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Дворец культуры "Нева" (далее - Заказчик):
ООО "Технотек" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 3153-ЭП/24 от 07.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Дворец культуры "Нева" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Александра Товпеко, д. 14, литер А (извещение N 0372200104622000012),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.08.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Дворец культуры "Нева" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Александра Товпеко, д. 14, литер А (извещение N 0372200104622000012) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 496 028,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Технотек".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Технотек" заключен государственный контракт N 34 от 30.08.2022 (далее - Контракт) на сумму 300 140,76 рублей, согласно которому в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Дворец культуры "Нева" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Александра Товпеко, д. 14, литер А (далее - Работы) в течение 150 календарных дней с момента подписания акта о передаче документов, содержащих исходные данные, включая этап согласования и передачу Заказчику результата выполненных Работ и исполнительной документации (далее - Документы) (п. 4.2.2 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 10.1, 10.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.06.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Технотек" в связи со значительной просрочкой в выполнении Работ, а также скорым истечением срока действия Контракта.
03.07.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с устранением Участником нарушений условий Контракта, послуживших основанием для одностороннего отказа Заказчиком от его исполнения.
Однако 23.01.2024 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 4.2.1 Контракта в течение 5 (пяти) календарных дней с даты заключения Контракта Заказчик, Подрядчик и специалист СПб ГБУ "Служба заказчика Колпинского района" (далее - Служба заказчика) подписывают акт о передаче документов, содержащих исходные данные.
Акт о передаче документов, содержащих исходные данные, был подписан сторонами Контракта 02.09.2022.
Таким образом, окончательный срок выполнения Работ по Контракту - не позднее 30.01.2023.
07.12.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 377/22 с просьбой предоставить письмо о согласовании проектных решений и доверенность на представление интересов Заказчика в АО "Петербургская сбытовая компания".
13.12.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика вышеуказанное письмо и доверенность.
30.03.2023 Заказчик обращался к Подрядчику (письмо N 80, направлено через ЕИС и почтой (почтовый идентификатор N 19665781006870)) с просьбой в срок не позднее 04.04.2023 предоставить в адрес Заказчика информацию о ходе выполнения Работ, а также данные лица, ответственного за выполнение Работ по Контракту.
10.04.2023 от Подрядчика поступило письмо N 114/23 от 07.04.2023, в котором он уведомил Заказчика о том, что первоначально проект был передан в АО "ПСК" 21.12.2022, 16.02.2023 на него были получены замечания; повторно проект был передан в АО "ПСК" 06.04.2023, предполагаемый срок возврата документации из "ПСК" - 24.05.2023. Также согласно данному письму, Подрядчик обязался предоставить результат Работ, предусмотренный Контрактом, до конца мая 2023 года. Данные лица, ответственного за выполнение Работ по Контракту, предоставлены не были.
05.06.2023 Заказчик вновь направил претензию в связи с просрочкой выполнения Работ (письмо N 131 от 05.06.2023, направлено через ЕИС) с просьбой предоставить результат выполнения Работ по Контракту и исполнительную документацию не позднее 09.06.2023.
20.06.2023 на адрес электронной почты, указанный в Контракте (gz2@gk-technotek.ru), Заказчик направил запрос с просьбой выслать в его адрес скан страницы проекта с отметкой АО "ПСК", который должен был быть получен представителем Подрядчика 16.06.2023 (согласно ранее состоявшемуся телефонному разговору с руководителем Подрядчика).
Так как по состоянию на 27.06.2023 Работы Подрядчиком сданы не были, никакой информации о ходе прохождения проекта в АО "ПСК" в адрес Заказчика не поступало, количество дней просрочки составляло 148 календарных дней, в связи с чем Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также Подрядчику было направлено Требование об уплате неустоек (штрафа) в связи с невыполнением обязательства по Контракту, который Подрядчик оплатил в полном объеме в размере 3 000,41 рублей.
Подрядчик в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе в десятидневный срок смог устранить нарушения, которые послужили основанием для одностороннего расторжения контракта, предоставив проектно-сметную документацию, письмо от СПб ГБУ "Ленсвет" об отсутствии необходимости согласования, документацию об устранении замечаний от АО "ПСК" и процессе согласования документации в АО "ПСК".
Заказчик 03.07.2023 отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
После этого Подрядчик до октября 2023 года дорабатывал документацию в соответствии с замечаниями АО "ПСК", получив заключение о согласовании проектной документации.
23.10.2023, 14.11.2023 Заказчик направлял в СПб ГБУ "Служба Заказчика" переданную Подрядчиком исполнительную документацию, которая возвращалась Заказчику с замечаниями (к проектной и рабочей частям).
06.12.2023 Заказчик также передал документацию на проверку, однако письмом от 18.12.2023 документация была возвращена с замечаниями к проектной и сметной частям.
Основной объем последних замечаний относится к сметной документации. Стоимость Работ по смете составила 9 990 000 рублей, однако рассчитана она в ценах октября 2022 года. Согласно замечаниям Службы заказчика, расчет должен быть произведен в ценах августа 2023 года, необходимо добавить резерв 2% на непредвиденные расходы и т.д. Соответственно, после перерасчета сметы стоимость Работ станет более 10 млн. рублей и возникнет необходимость в проведении экспертизы достоверности сметной стоимости в соответствии с требованиями Контракта и ст. 8.3 Градостроительного кодекса.
Контракт финансировался из средств субсидии на иные цели, срок предоставления которой истек в декабре 2023 года, ввиду чего Заказчик в соответствии с действующим бюджетным законодательством направил заключение на возврат данных денежных средств в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В представленных Подрядчиком документах смета составлена с существенными недостатками (неактуальные цены, отсутствие резерва на непредвиденные работы), отсутствует положительное заключение государственной экспертизы достоверности сметной стоимости, необходимость проведения которой возникнет после устранения замечаний в смете.
Учитывая изложенное, Заказчик пришел к выводу, что на исправление указанных недостатков потребуются несоразмерные затраты времени (время на пересчет сметы, прохождение экспертизы - до 42 рабочих дней первично, до 34 рабочих дней повторно), что в условиях истечения сроков выполнения Работ и предоставления субсидии на оплату указанных Работ делает данные недостатки неустранимыми. Указанные недостатки делают невозможным использование результата представленных Подрядчиком Работ.
На основании вышеизложенного, учитывая ч. 3 ст. 723 ГК РФ и п. 10.1 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Технотек" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 05.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Подрядчиком были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения заключенного Контракта. Сразу после заключения Контракта, Подрядчик приступил к его исполнению.
В адрес Заказчика направлена проектно-сметная документация, которая была согласована 13.12.2022 исх. N 364.
13.12.2022 выдана доверенность на представление интересов СПб ГБУ "Нева" перед ООО "ПСК".
21.12.2022 проект направлен в ООО "ПСК" на рассмотрение, 16.02.2023 получены замечания.
После внесения исправлений проект был направлен повторно 06.04.2023 (входящий N 47-03/01-1). ООО "ПСК" выданы новые замечания.
14.06.2023 вх. N59-03/01-1 проект направлен с исправленными замечаниями.
Таким образом, представитель Участника считает, что со стороны ООО "Технотек" Контракт исполнен, Работы выполнены 13.12.2022, поскольку начиная с конца 2022 года работа Подрядчика заключается в том, что он исправляет все новые и новые замечания.
14.08.2023 Подрядчик для устранения замечаний Заказчика заключил договор на разработку проектной документации с проектировщиком Яковлевым Виталием Федоровичем. Целью договора является корректировка проектной документации.
С целью устранений замечаний Службы заказчика Подрядчик направлял и исправлял исполнительную документацию 29.06.2023, 20.10.2023, 10.11.2023, 05.12.2023, 23.12.2023.
19.12.2023 последняя исправленная проектная и сметная документация по просьбе Заказчика, была напрямую передана с сопроводительным письмом в Службу заказчика.
В представленной ООО "Технотек" документации учтены замечания, указанные Службой заказчика, а именно сметный расчет выполнен в ценах августа 2023 года, что не соответствует сведениям, указанным Заказчиком в Решении и опровергает необходимость проведения перерасчета сметы стоимости работ.
В представленной Подрядчиком документации устранены замечания от 06.12.2023 Службы Заказчика в том числе, исключены коэффициенты на стесненность, учтены затраты на утилизацию отходов, непредвиденные расходы, добавлены пусконаладочные работы.
При этом, с учетом представленных актуальных расценок и в отсутствии необходимости увеличения стоимости работ в сметной документации, у Подрядчика не было обязательства для прохождения экспертизы достоверности сметной стоимости в соответствии положениями Постановления правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N145 "О порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
Кроме того, в представленной ООО "Технотек" документации устранены замечания от 15.12.2023 от Службы Заказчика, в том числе условные обозначения лотков добавлены на чертежи, из ПОС удален раздел молниезащиты, и уточнено, что количество кабеля и металлического лотка в кабельном журнале приведено в соответствие с чертежами.
В соответствии с п. 4.2.4 Контракта Служба заказчика выполняет проверку документов в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента их предъявления Заказчиком.
При этом, регламентный срок на проверку с момента передачи документов истек, что свидетельствует об отсутствии у Службы заказчика оснований для признания документации Подрядчика несоответствующей.
Подрядчиком представлена исправленная проектная и сметная документация, по которой на момент вынесения решения об одностороннем отказе Заказчиком отсутствуют замечания от Службы Заказчика.
Проектная и сметная документация согласована в соответствии с п. 16 Задания на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации в Сбытовой компании, Заключение N 59-03/01-1 (основные планировочные и функциональные решения с Заказчиком, Письмо N 364 от 13.12.2022; уведомление об отсутствии необходимости согласования с Электросетевой компанией.
Таким образом, Заказчику была представлена готовая и актуальная версия проектной документации, полностью соответствующей требования Приложения N 2 к Контракту (Задание на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Дворец культуры "Нева" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Понтонный, ул. Александра Товпеко, д. 14, литер А).
Таким образом, представитель Участника полагает, что в ходе выполнения Работ Подрядчик действовал добросовестно, в соответствии с условиями заключенного Контракта. Однако Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом каких-либо оснований для его принятия у Заказчика не имелось. В этой связи действия Заказчика по расторжению Контракта не могут быть признаны добросовестными и законными. Заказчиком не выполнены обязательства по приемке Работ. Подрядчиком выполнены свои обязательства по Контракту в связи с чем, Заказчик не мог отказать в приемке выполненных Подрядчиком Работ.
Ввиду того, что оснований для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта у Заказчика не имелось, в адрес Заказчика было направлено Письмо с просьбой отменить принятое Решение. Однако Заказчиком, вопреки требованиям действующего законодательства, принятое им Решение отменено не было.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Технотек" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Подрядчика отсутствуют признаки недобросовестности,
Вместе с тем ООО "Технотек" является добросовестным исполнителем, о чем свидетельствует количество исполненных контрактов. ООО "Технотек" являлась поставщиком в 61 государственном контракте на сумму 60 024 020 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Подрядчиком предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Технотек" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Технотек" (ИНН: 7816545467), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 февраля 2024 г. N РНП-78-298/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024