Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Комфортстрой" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 551-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проекта благоустройства элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Придорожная Аллея, участок 20, (северо-западнее пересечения с проспектом Культуры) для размещения модульной станции с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000079),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта благоустройства элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Придорожная Аллея, участок 20, (северо-западнее пересечения с проспектом Культуры) для размещения модульной станции с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000079) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 091 791,10 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "Комфортстрой".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Комфортстрой" заключен государственный контракт N 03722000045230000790001 от 17.05.2023 на сумму 1 089 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.3 и 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Комфортстрой".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проекта благоустройства элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Придорожная Аллея, участок 20, (северо-западнее пересечения с проспектом Культуры) для размещения модульной станции с подключением к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Работы).
Согласно пункту 4.1 Контракта Работы выполняются в течение 195 календарных дней, начиная со следующего дня после даты заключения Контракта, в соответствии с Календарным планом (Приложение N 4 к Техническому заданию), но не позднее 30.11.2023 в зависимости от того, какая из дат наступит раньше.
Пунктом 4.5 Контракта предусмотрено, что Подрядчик выполняет Работы в соответствии с требованиями к количественным характеристикам (объему) работ согласно п.7 Технического задания, к качеству и техническим характеристикам Работ согласно п. 8 Технического задания, а также требованиями и нормами законодательства Российской Федерации регулирующего выполнение данного вида Работ.
В соответствии с п. 6.3.2 Контракта Подрядчик обязался выполнить Работы в соответствии с Приложениями N1 и 2 к Техническому заданию в сроки в соответствии с п.4.1 Контракта и Календарным планом выполнения работ (Приложение N 4 к Техническому заданию).
Кроме того, согласно пункту 6.3.3 Контракта Подрядчик обязался ежемесячно предоставлять письменный отчет о ходе выполнения каждого вида Работ с приложением копий согласованных проектных решений, а также по завершении всех видов Работ в соответствии с Календарным планом (Приложение N 4 к Техническому заданию).
В сроки и в объеме, предусмотренные пунктами 4.1, 6.3.2 Контракта, Работы Подрядчиком не выполнены, что подтверждается направленным в его адрес требованием от 29.11.2023 N 01-18-7020/23-0-0, документация по Контракту не представлена.
Подрядчик 05.12.2023 и 18.12.2023 разместил в единой информационной системе в сфере закупок акты о приемке выполненных работ N 27 и N 2, однако, Заказчиком по результатам приемки были сформированы в ЕИС Мотивированные отказы от 12.12.2023 N 01-18-7321/23-0-0, от 20.12.2023 N 01-10-11462/23-0-1 с приложением актов о выявленных несоответствиях.
Отсутствие обязательных согласований к проектной документации в соответствии с п. 14.1 Задания на проектирование (Приложение N1 к Техническому заданию) является существенным, так как их отсутствие не дает возможности Заказчику получить ордер ГАТИ на производство работ и выполнять работы по реализации проекта. Таким образом подготовленная документация без согласований теряет для Заказчика потребительскую ценность.
В соответствии с пунктом 5.9 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки и/или оплаты результатов выполненных Работ в случае обнаружения несоответствий, которые являются существенными и/или не могут быть устранены Подрядчиком.
Как следует из пункта 6.1.5 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты результата выполненных Работ, в случае если такие результаты Работ не соответствуют требованиям Контракта, Технического задания и приложений к нему.
Согласно пункту 6.1.9 Контракта Заказчик в случае неисполнения Подрядчиком условий Контракта, а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.3 и п. 9.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Подрядчиком был выполнен проект благоустройства элементов благоустройства земельного участка и направлен 18.12.2023.
В результате проверки результата выполненных Работ Заказчиком были установлены несоответствия выполненных Работ требованиям Контракта, а именно отсутствие обязательных согласований к проектной документации в соответствии с п. 14.1 Задания на проектирование (Приложение N1 к Техническому заданию).
Несоответствие выполненных работ условиям Контракта послужили основанием для отказа от принятия результата работ Заказчиком и последующим расторжением контракта.
Неполучение полного комплекта согласований, в частности, согласования размещения элемента благоустройства на территории развратной площадки - модульной диспетчерской, с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - КГА) связано со сложностью согласования проекта благоустройства элементов благоустройства.
В проекте благоустройства согласовывается размещение модульного здания, без устройства нового озеленения и сноса существующих насаждений (в задании от КГА не отражена необходимость выполнить озеленение, как элемента благоустройства), следовательно, никаких посадок не предусматривается, что и отражено в проекте, при этом КГА, предварительно отправив запрос в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, выдает замечание "отказ от органов исполнительной власти". Суть замечания Комитета по благоустройству -отсутствует посадочная ведомость в Проекте, что противоречит заданию от КГА.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", предоставив заказчику договоры, в которых имеются параметры подключения, а также требования по согласованию и увязке точек подключения, выдает дополнительное замечание по увязке данных точек после того, как комплект документации предоставлен на согласование. То есть, для получения окончательного согласования с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" необходимо отдельно подать документацию на увязку точек подключения, потратив из общего срока проектирования минимум 1 месяц, а только после увязки точек, отправить на окончательное согласование уже весь комплект документации.
Таким образом, Участником документация на согласование направлялась:
1) в КГА - 3 раза, получено 3 отказа;
2) в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - 2 раза, получено 2 отказа;
3) в ПАО "Россети Ленэнерго" - 1 раз, согласование получено.
4) в Отдел подземных сооружений КГА - не направлялось, так как без согласований проекта благоустройства элементов благоустройства и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" заведомо будет отказ.
Вместе с тем, ООО "Комфортстрой" во исполнение обязательств по Контракту приняло все возможные меры для его исполнения: неоднократные попытки согласования с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Комфортстрой" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались все возможные меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Комфортстрой" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Комфортстрой" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Комфортстрой" (ИНН: 7807348078), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-141/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024