Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Вьеметра" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 550-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Благоустройство элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Наличная улица, дом 61, литера А для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000072),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: Благоустройство элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Наличная улица, дом 61, литера А для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000072) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 534 370,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "Вьеметра".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вьеметра" заключен государственный контракт N 03722000045230000720001 от 15.05.2023 на сумму 534 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.3 и 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Вьеметра".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: Благоустройство элементов благоустройства земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Наличная улица, дом 61, литера А (далее - Работы).
В соответствии с п. 4.1 Контракта, Подрядчик выполняет Работы в срок: 150 рабочих дней, начиная со следующего рабочего дня после даты заключения Контракта, в соответствии с Календарным планом (Приложение N5 к Техническому заданию), то есть по 13.12.2023.
Согласно п. 6.3.1 Контракта, Подрядчик обязан выполнить Работы с соблюдением всех требований, предъявляемых к количественным характеристикам Работ согласно п. 7 Технического задания, к качеству и техническим характеристикам согласно п. 8 Технического задания, к безопасности, гарантиям качества, указанным в Контракте, Техническом задании и приложениях к нему, а также с соблюдением требований и норм законодательства РФ, регулирующих выполнение Работ по Контракту.
Пунктом 6.3.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить Работы в соответствии с Приложениями N1 и 2 к Техническому заданию, в сроки в соответствии с п. 4.1 Контракта и Календарным планом выполнения работ (Приложение N 5 к Техническому заданию).
По состоянию на 13.12.2023 документ о приемке выполненных работ Подрядчиком не был размещен в ЕИС. В этой связи Заказчик направил Подрядчику требование от 14.12.2023 N01-18-7371/23-0-0 о предоставлении результата Работ не позднее 18.12.2023.
Требование Подрядчиком не выполнено. В этой связи Заказчик повторно направил Подрядчику требование от 18.12.2023 N 01-18-7465/23-0-0 о предоставлении Заказчику результат Работ до 21.12.2023.
Подрядчик 21.12.2023 разместил в ЕИС документ о приемке выполненных работ, в том числе письмом от 21.12.2023 N73 (вх. от 22.12.2023 N01-10-11645/23-0-0) передал проектную документацию.
По результату проверки документации Заказчиком, на основании п.п. 4.9, 5.4, 6.1.5 Контракта были составлены: акт о выявленных несоответствиях от 25.12.2023 N1 и мотивированный отказ от 25.12.2023 N01-18-7618/23-0-0 со сроком устранения замечаний до 26.12.2023.
Подрядчик 26.12.2023 разместил в ЕИС документ о приемке выполненных работ и письмом от 26.12.2023 N78 (вх. от 26.12.2023 N01-10-11756/23-0-0) передал Заказчику документацию на рассмотрение.
По результату проверки документации Заказчиком выявлены существенные нарушения (отсутствие обязательных согласований), не устранение которых лишает Заказчика возможности использовать преданную документацию, в связи с чем, на основании п.п. 4.9, 5.4, 6.1.5 Контракта был составлен мотивированный отказ от 27.12.2023 N01-10-11756/23-0-1.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В августе 2023 была направлена и согласована СПб ГКУ "Организатор перевозок" планировка территории.
При этом на территории благоустройства в сентябре-ноябре велись работы по прокладке магистральной линии электроснабжения ГУП "Горэлектротранс", которые прокладывали свои сети по территории благоустройства.
В октябре выло осуществлено выезд представителей Заказчика и для обследования существующего положения уложенной трассы. Уложенная трасса явилось преградой для размещения ливневой канализации разрабатываемой по контракту по инженерных сетей. Для обеспечения поверхностного стока пришлось переработать планировки территории для размещения дождеприемных колодцев.
На основании согласованной Заказчиком планировки территории был разработан комплект документации в соответствии с Контрактом и увязкой с инженерными сетями.
Проектная документация была выполнена в полном объеме в соответствии с Контрактом и передана Заказчику на проверку.
В виду изменения проектных решений по территории и решением вопроса по благоустройства территории как завершающим этапом по данной площадке не удалось в установленный срок получить все согласования по итоговым проектным решениям.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вьеметра" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Участником были оплачены все выставленные штрафы в рамках нарушения сроков и пени по Контракту, и готов завершить согласования.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Вьеметра" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вьеметра" (ИНН: 7804697955), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-140/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024