Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Котовой Дарьи Вячеславовны (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 559-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на на приобретение сетевых модульных туалетов с отделением для маломобильных групп населения в количестве 2 штук (извещение N 0172200001823000006),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение сетевых модульных туалетов с отделением для маломобильных групп населения в количестве 2 штук (извещение N 0172200001823000006) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 040 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.09.2023 N ИЭА2 (далее - Протокол) победителем Конкурса признан ИП Котова Д.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Котовой Д.В. заключен государственный контракт N 23-11-19 от 18.09.2023 на сумму 3 473 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Котовой Д.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить сетевые модульные туалеты с отделением для маломобильных групп населения в количестве 2 штук (далее - Товар).
Согласно п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется с момента заключения Контракта и не позднее 16.10.2023.
В силу п. 4.2 Контракта Поставка Товара осуществляется Поставщиком по адресу, указанному Заказчиком в пределах территории Санкт-Петербурга. Поставщик обязан передать Товар в исправном состоянии, в комплектации в соответствии со Спецификацией.
В соответствии с п. 5.3, 5.12 Контракта передача товара оформляется трехсторонним актом приема-передачи Товара с указанием стоимости передаваемого Товара, подписанным уполномоченным представителями Поставщика, Заказчика и эксплуатирующей организацией государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее ЭО). Обязанность Поставщика передать Товар Заказчику считается исполненной с момента фактической передачи Товара в соответствии с условиями п. 4.2 Контракта, а также подписания уполномоченными представителями ЭО, Поставщика и Заказчика акта приема-передачи Товара и товарной накладной (или универсального передаточного документа). Датой поставки Товара считается дата акта приема-передачи Товара, подписанного представителями Поставщика, Заказчика, ЭО.
Согласно п. 5.17 Контракта в течение 15 рабочих дней со дня поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 5.15 Контракта Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона) на основании изучения документов, предусмотренных пунктом 5.14 Контракта, и результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 5.10 Контракта, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
27.12.2023 Поставщиком был поставлен Товар и сформирован документ о приемке с использованием ЕИС и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика.
Согласно п. 5.17 Контракта Заказчиком 28.12.2023 был сформирован с использованием ЕИС, подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещен в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа, а также сообщил об утрате интереса к Товару в соответствии с п. 2 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
27.12.2023 Поставщик отгрузил Товар по Контракту в полном объеме.
Однако письмом от 28.12.2023 N1 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ в приёмке Товара.
Согласно Мотивированному отказу Товар не соответствует Приложению N 1 к Контракту, недостатки подтверждаются Экспертными заключениями.
При этом письмами от 28.12.2023 Заказчик принял решение об отказе от исполнения Контрактов в одностороннем порядке.
Письмом от 10.01.2024 Поставщик уведомил Заказчика о несогласии с позицией, указанной в Мотированном отказе и направил Заказчику разногласия.
Кроме того, письмом от 10.01.2024 Поставщик направил информацию в адрес ООО "ЛенЭКСП" на предмет проведения экспертизы соответствия Товара условиям Контракта.
При этом письмами от 28.12.2023 Заказчик принял решение об отказе от исполнения Контрактов в одностороннем порядке.
Поскольку 10-дневный срок на устранение причин принятия Заказчиком Решения приходился на период новогодних праздников (с 29.12.2023 по 10.01.2024), когда Заказчик, как любое государственное бюджетное учреждение, не работал, то Поставщик был лишен провести экспертизу и в случае необходимости заменить Товар.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Котовой Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Котовой Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Котовой Дарьи Вячеславовны (ИНН: 781902949656), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-148/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024