Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБУ СШОР N 1 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Цифровые технологии" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 569-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для оргтехники в 2023 году (извещение N 0372200274023000078),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для оргтехники в 2023 году (извещение N 0372200274023000078) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 309 038,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.11.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "Цифровые технологии".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Цифровые технологии" заключен государственный контракт N 227-Т/23 от 28.11.2023 на сумму 225 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Цифровые технологии".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку Заказчику расходных материалов для оргтехники в 2023 году (далее - Товар).
В силу пункта 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком самостоятельно единовременно в полном объеме в течение 7 календарных дней со дня заключения Сторонами настоящего Контракта.
Согласно п.п. 4.1.1, 4.1.2 Контракта Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом; обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями, установленными настоящим Контрактом.
06.12.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия N 548, в которой указано на отсутствие документального подтверждения уважительности причин неисполнения своих обязательств. Установлен дополнительный срок поставки - до 11.12.2023.
12.12.2023 Заказчиком в адрес Поставщика в связи с непоставкой Товара направлена повторная претензия N 555. Установлен дополнительный срок поставки Товара, отвечающего требованиям Спецификации - до 15.12.2023.
Поставка Товара произведена 19.12.2023, при этом в ходе приемки Товара и опробования его в Работе комиссией было установлено, что они практически не воспроизводят текст, на бумаге остаются черные полосы, при работе раздается нехарактерный звук (треск). Приемка товара приостановлена, поставленный Товар принят на временное хранение, в адрес Поставщика 20.12.2023 направлена претензия N 568, с требованием забрать некачественный товар и поставить товар, отвечающий требованиям спецификации.
Согласно выводов заключения специалиста N 115-03-00794 от 27.12.2023 поставленные ООО "Цифровые технологии" картриджи для использования в печатающем устройстве Canon i-Sensys LBP236DW в количестве 20 штук являются оригинальными и технически неисправными; поставленные ООО "Цифровые технологии" картриджи для электрографических печатающих устройств тип 671 (для использования в многофункциональном устройстве Pantum ВМ51OOFDW) в количестве 10 штук не являются оригинальными и технически исправны.
Таким образом, Поставщик поставил Товар не соответствующий требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиями, установленными Контрактом.
По состоянию на 29.12.2023 Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 4.4.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
20.12.2023 в ЕИС Заказчиком была размещена Претензия исх. N568 от 20.12.2023, в которой сообщил, что поставленный Товар по качеству не соответствует условиям Контракта. Заказчик в Претензии описывает следующие недостатки товара:
- картриджи практически не воспроизводят текст, оставляют черные полосы на бумаге;
- при работе издается не характерный звук (треск).
Заказчик обратился в экспертное учреждение на предмет проверки ТОВАРА по качеству.
Экспертное заключение датировано 27.12.2023, однако на ознакомление Поставщику оно было предоставлено в последний рабочий день в 2023 году - 29.12.2023 посредством ЕИС.
Вместе с тем, единственным документом, предоставленным Поставщику, было экспертное заключение. Предоставление Заказчиком экспертного заключения Поставщику 29.12.2023 привело к невозможности дачи Поставщиком какого-либо мотивированного ответа на данное заключение, к невозможности проведения встречного исследования качества Товара.
Вместе с экспертным заключением Поставщик в тот же день 29.12.2023 получил от Заказчика Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N 227-Т/23 от 28.11.2023.
Поскольку 10-дневный срок на устранение причин принятия Заказчиком Решения приходился на период новогодних праздников (с 30.12.2023 по 08.01.2024), когда Заказчик, как любое государственное бюджетное учреждение, не работал, то Поставщик был лишен возможности исправить или как-то повлиять на возникшую спорную ситуацию.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Цифровые технологии" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что ООО "Цифровые технологии" неоднократно являлся исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "Цифровые технологии" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Цифровые технологии" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Цифровые технологии" (ИНН: 6318058067), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-157/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024