Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Литвиненко И.Ю.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Полонский М.Г.,
от заявителя - Гончаровой А.А.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалобаООО "Южный центр технологий безопасности" на действия заказчика - Администрации Апанасенковского МО СК по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121600019724000005 "Разработка проектно-технической документации "Создание муниципальной системы оповещения населения Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 12.02.2024 г. с вызовом сторон по делу.
12.02.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила следующее:
31.01.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупкиN 0121600019724000005 "Разработка проектно-технической документации "Создание муниципальной системы оповещения населения Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края".
Заявитель считает, что Заказчик включил в проект контракта требования, нарушающие нормы Закона N 44-ФЗ и влекущее за собой ограничение количества участников аукциона.
1. В пункте 3.1.5 Технического задания в требованиях по сопряжению указано: "_использование единого протокола обмена информацией без применения дополнительных устройств сопряжения".
Заявитель указывает, что данное требование является излишним, не предусмотренным действующим законодательством.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Отношения в области создания и эксплуатации систем оповещения населения регламентируются Положением о системах оповещения населения (утверждено приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N578/365, далее - Положение N 578/365).
Требования к сопряжению систем оповещения установлены пунктом 5 Положения N578/365, согласно которому: при сопряжении систем оповещения населения должен использоваться единый протокол обмена информацией (стандартное устройство сопряжения). То есть действующее законодательство допускает использование устройств сопряжения.
В свою очередь, Заказчик не обосновал правомерность установления дополнительного, не предусмотренного действующим законодательством, требования.
Такое требование необоснованно ограничивает количество участников закупки, желающих поставить оборудование, сопрягающееся с П-166-М КПУ с использованием устройств сопряжения, прошедших приемочные испытания МЧС России и рекомендованных МЧС России к использованию при создании систем оповещения населения.
Таким образом, требование Заказчика об отсутствии дополнительных устройств сопряжения установлены в нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44 -ФЗ.
Довод Заявителя обоснован.
2. В пункте 1.3.3, 3.1.1, 3.2.2, 4.2, 4.4. Технического задания указаны ссылки на ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 октября 2021 года N 100 принят Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 050/2021 "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее -ТР ЕАЭС 050/2021).
Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выпускаемой на таможенной территории союза.
В соответствии с Перечнем объектов технического регулирования (приложение N 1 к ТР ЕАЭС 050/2021) действие регламента распространяется в т.ч. на технические средства оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о чрезвычайных ситуациях.
ТР ЕАЭС 050/2021 вступил в силу 1 июня 2023 года.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01 февраля 2022 года N 18 установлены Переходные положения ТР ЕАЭС 050/2021 (далее - Решение о переходных положениях).
Так, согласно абзацу второму подпункта "а" пункта 1 Решения о переходных положениях с даты вступления ТР ЕАЭС 050/2021 в силу выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, не допускается.
На территории Российской Федерации актом, ранее устанавливающим обязательные требования к системам оповещения, являлся ГОСТ Р 42.3.01-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 года N 46-ст; далее - ГОСТ Р 42.3.01-2021).
Таким образом, согласно ТР ЕАЭС 050/2021 с 1 июня 2023 года выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям ГОСТ Р 42.3.01- 2021 запрещена.
Сам ГОСТ Р 42.3.01-2021 в настоящее время отменен за исключением отдельных положений (не относимых к спорной ситуации), действующих до 2027 года.
В связи с чем, требование Заказчика о соответствии выпущенного в 2023 году оборудования требованиям ГОСТ Р 41.3.01-2021 недопустимо.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение требования п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44 -ФЗ.
Довод Заявителя обоснован.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Южный центр технологий безопасности" на действия заказчика - Администрации Апанасенковского МО СК по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121600019724000005 "Разработка проектно-технической документации "Создание муниципальной системы оповещения населения Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края"- обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика -Администрации Апанасенковского МО СК нарушившими требования п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем- выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
И.Ю. Литвиненко
Исп.Литвиненко И.Ю.
тел.-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 февраля 2024 г. N 026/06/106-233/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024