Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Просина В.И., Листовой О.И.,
от заинтересованного участника - в отсутствие представителей,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Контрольно-счетной палаты Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Азия Нефть" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200003923000023 "Поставка бензина и дизельного топлива для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Азия Нефть" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения присутствующих представителей, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
16.01.2024 года между ООО "Азия Нефть" (далее - Поставщик) и Контрольно-счетной палатой Ставропольского края (далее - Заказчик) заключен государственный контракт N 0121200003923000023-0416758-01 на поставку бензина и дизельного топлива для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Согласно п 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику бензин и дизельное топливо (далее - товар) в ассортименте, количестве и по цене, указанным в Спецификации (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Поставка товара осуществляется путем выборки Заказчиком товара по топливным картам с АЗС, расположенных на территории Ставропольского края, в том числе следующих населенных пунктов: г. Благодарный, г. Будённовск, г. Георгиевск, г. Ессентуки, г. Железноводск, г. Зеленокумск, г. Изобильный, г. Ипатово, г. Кисловодск, г. Лермонтов, г. Минеральные Воды, г. Михайловск, г. Невинномысск, г. Нефтекумск, г. Новоалександровск, г. Новопавловск, г. Пятигорск, г. Светлоград, г. Ставрополь (не менее 5 (пяти) АЗС на территории города (Центральная часть города, Северо-западный район города, Юго-западный район города), с. Александровское, с. Грачёвка, с. Донское, с. Кочубеевское, с. Дивное, ежедневно, круглосуточно, с 09 января 2024 года по 29 марта 2024 года. Перечень АЗС, осуществляющих отпуск товара по топливным картам, указан в Приложении 2, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В силу п. 5.1.1 Контракта Поставщик обязуется обеспечить бесперебойный отпуск товара на АЗС, указанных в Приложении N 2 к настоящему контракту.
Поставщиком по акту приемки-передачи карт от 16.01.2024 г. было передано 15 карт с установленными лимитами, согласно заявке на изготовление топливных карт, являющейся Приложением N3 к Контракту.
Согласно п. 3.3 Контракта, подтверждением получения товара служит чек оборудования АЗС и терминальный чек.
При этом, в период с 16.01.2024 г. по 18.01.2024 г. и с 23.01.2024 г. по 26.01.2024 г. Заказчик не мог осуществить заправку своих транспортных средств и получить товар на заправочных станциях из перечня, указанного в Приложении N2 к Контракту по топливным картам, в связи с тем, что карты не обслуживаются и для получения товаров и услуг требуется пополнение счета.
Данный факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту подтверждается чеками от 16.01.2024 г., 17.01.2024 г., 18.01.2024 г., 23.01.2024 г., 25.01.2024 г., предоставленными АЗС.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения обязательств по настоящему контракту в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и положениями частей 8-11, 12.1-19, 20.1-23 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах 26.01.2024 г. Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0121200003923000023-0416758-01 на поставку бензина и дизельного топлива для обеспечения государственных нужд Ставропольского края от 16.01.2024 г. в личном кабинете ЕИС.
На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Поставщиком не выполнены условия контракта в полном объеме, не принято мер по пополнению счета топливных карт и снятию ограничений, чем нарушены права Заказчика по Контракту на осуществление бесперебойной, ежедневной, круглосуточной поставки товара, согласно пунктам 5.1.1 и 3.1 Контракта.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение размещено заказчиком 26.01.2024 г. в единой информационной системе, 26.01.2024 г Общество уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В свою очередь, в десятидневный срок Обществом обязательства по контракту не выполнены, основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено.
Кроме того, в адрес Заказчика от Общества поступило уведомление исх. N126/КПИ.АЗ от 23.01.2024 г., которым Общество сообщило об остановке деятельности компании в связи с форс-мажорными обстоятельствами, вызванными экономическим или политическим положением в отрасли.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.1, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 06.02.2024 г.
Действия Общества, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц Обществом не представлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия,
Р Е Ш И Л А :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Азия Нефть" ИНН: 6612057011 (генеральный директор: Серова Ирина Геннадьевна, ИНН: 661218005797) в связи с ненадлежащим исполнением обязательства, предусмотренного Контрактом N 0121200003923000023-0416758-01 от 16.01.2024 г. на поставку бензина и дизельного топлива для обеспечения государственных нужд Ставропольского края. сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Н.Г. Пызина
Члены комиссии
Е.А. Соколов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 февраля 2024 г. N 026/10/104-273/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2024