Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Литвиненко И.Ю.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Афанасьева В.Ш.,
от ООО "Локал Констракшн" - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Локал Констракшн" на действия заказчика - МКУ "Жилищно-Коммунального хозяйства и Благоустройства" Предгорного МО СК, уполномоченного органа - администрации Предгорного муниципального округа по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600019024000009 "Ремонт тротуаров по ул. Лермонтова в с.Новоблагодарное Предгорного муниципального округа Ставропольского края, 2 этап".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 15.02.2024 г. с вызовом сторон по делу.
15.02.2024 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, изучив письменные пояснения представителя Заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
30.01.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0121600019024000009 "Ремонт тротуаров по ул. Лермонтова в с.Новоблагодарное Предгорного муниципального округа Ставропольского края, 2 этап".
НМЦК - 4397730.00 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований извещения и требований к участникам закупки, включая инструкцию по заполнению заявки, должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Приложением N 3 к извещению "Требования к содержанию и составу заявки" Заказчиком установлено:
"Указание участником закупки наименования страны происхождения товара, товарного знака (при наличии у товара товарного знака), характеристик предлагаемого участником закупки товара в иных информации и документах, включаемых в заявку на участие в закупке в качестве приложений (подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ), не предусмотрено и не требуется".
"При указании характеристик предлагаемого участником закупки товара в иных информации и документах, включаемых в заявку на участие в закупке в качестве приложений (не в "структурированном виде"), такие характеристики комиссией не рассматриваются".
"В случае, если характеристики предлагаемого участником закупки товара не будут сформированы с использованием электронной площадки (путем заполнения экранных форм веб-интерфейса электронной площадки - в "структурированном виде") заявка участника будет отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ".
Таким образом, установление подобным образом требований к содержанию и составу заявки противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Для составления заявки участнику необходимо применить усложненную и запутанную инструкцию, для выбора нужной характеристики товара. Использование усложненной инструкции приносит своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
В ходе проверки было выявлено, что Заказчиком установлена сложная к восприятию инструкция, что привело к отклонению 8-и заявок из 10-ти поданных.
На основании изложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Локал Констракшн" на действия заказчика - МКУ "Жилищно-Коммунального хозяйства и Благоустройства" Предгорного МО СК, уполномоченного органа - администрации Предгорного муниципального округа по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600019024000009 "Ремонт тротуаров по ул. Лермонтова в с.Новоблагодарное Предгорного муниципального округа Ставропольского края, 2 этап"- обоснованной.
2. Признать действия Заказчика- МКУ "Жилищно-Коммунального хозяйства и Благоустройства" Предгорного МО СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600019024000009 "Ремонт тротуаров по ул. Лермонтова в с.Новоблагодарное Предгорного муниципального округа Ставропольского края, 2 этап" нарушившими ч.1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ , в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Н.Г. Пызина
И.Ю. Литвиненко
Исп.Литвиненко И.Ю.
тел.-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 февраля 2024 г. N 026/06/106-269/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024