Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Литвиненко И.Ю.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Евсеева И.В.,
от ООО "СТРОЙ ТО СЕРВИС"- Аушев Р.М.,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙ ТО СЕРВИС" на действия заказчика - Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321300041424000002- Благоустройство "Сквера на улице Буачидзе/Пушкина" г. Ессентуки (вне рамок капитальных вложений).
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 15.02.2024 г. с вызовом сторон по делу.
15.02.2024 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, изучив письменные пояснения представителя Заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
15.01.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300041424000002- Благоустройство "Сквера на улице Буачидзе/Пушкина" г. Ессентуки (вне рамок капитальных вложений).
НМЦК - 273316230.00 руб.
- Относительно довода подателя жалобы о том, что заказчиком некорректно установлен код ОКПД2, Комиссия отмечает следующее:
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки указан коды ОКПД2 41.99.12.120- объекты и сооружения для отдыха. Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что заказчиком правомерно применяется код ОКПД2, соответствующий объекту закупки.
- Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 617) установлено, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Заказчиком по данной закупке установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 617.
Согласно извещения об осуществлении закупки заказчику требуется к поставке оборудование спортивное уличное (код ОКПД2: 42.99.12.120) данный товар включен в перечень утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617.
В связи с тем, что заказчику требуется товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включенный в перечень утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617, заказчик в силу ч. 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ обязан был установить ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 617, что и было установлено Заказчиком.
- Согласно ч. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, заказчиком в ЕИС размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
При внесении изменений в извещение о проведении закупки наименование объекта закупки Заказчиком не изменялось, размер обеспечения заявок на участие в закупке не увеличен, что не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ.
- Закон N 44-ФЗ обособляет такие объекты закупки, как товар, работа, услуга, а в ряде случаев также выделяет работу (услугу), при выполнении (оказании) которой используется товар.
Приказ N 126н принят для реализации полномочий по установлению условий допуска для целей осуществления закупок исключительно товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, что следует из его наименования, пункта 1 Приказа N 126н, утвержденного приложения, содержащего исключительно товары.
Таким образом, Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара), не регулирует закупки работ, услуг, в связи с чем пункт 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг.
На основании изложенного, Приказ N 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе при выполнении работ, при которых поставляется товар.
В рассматриваемом случае, в соответствии с пунктом 1 Приказа N 126н, положения Приказа N 126н не подлежали применению, так как, объектом закупки является выполнение работ, при которых поставляется товар.
- Пункт 6 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что извещение о проведении закупки должно содержать информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Согласно извещения об осуществлении закупки заказчику требуется к поставке товар (оборудование спортивное уличное), поставляемый при выполнении работ.
Согласно п.п.п. 1.1.1. проекта контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по благоустройству сквера на улице Буачидзе/Пушкина в городе Ессентуки (вне рамок капитальных вложений) (далее - работы), а также осуществить поставку товаров, поставляемых в рамках закупаемых Заказчиком работ (далее - Товар), а Заказчик принять и оплатить выполненные работы и поставляемый товар, в порядке и на условиях, определенных контрактом, в соответствии со сметной документацией (Приложение N1 к Контракту), описанием объекта закупки (Приложение N2 к Контракту) и спецификацией товаров (Приложение N3 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, в сроки, установленные в Контракте.
Согласно п. 3.1 проекта контракта цена контракта включает в себя стоимость выполнения работ, поставляемых товаров, материалов, оборудования, транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, компенсацию издержек Подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, расходы (при необходимости) на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также прочие расходы Подрядчика.
В соответствии с п. 7.1. проекта контракта Заказчик в сроки и в порядке, которые предусмотрены настоящим разделом контракта, с участием Подрядчика и лица, осуществляющего контроль, принимает выполненную работу (ее результат), поставленный товар, а при обнаружении отступлений от контракта, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявляет об этом Подрядчику.
Приемка выполненной работы (ее этапов), поставленного товара осуществляется Заказчиком в соответствии с действующими требованиями ГОСТов, СНиПов, СП, в части соответствия количества, комплектности, объема и качества выполненной работы требованиям, установленным контрактом, спецификацией и сметной документацией.
Так же, п. 7.5 проекта контракта установлен Порядок приемки выполненных работ, поставленного товара. Таким образом, доводы Заявителя жалобы о том, что указанные в описании объекта закупки товары являются используемыми, является необоснованным.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований извещения и требований к участникам закупки, включая инструкцию по заполнению заявки, должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В описании объекта закупки заказчиком установлено, Например "В качестве гибких элементов подвеса качелей могут применяться цепи- участник указывает в заявке конкретное значение характеристики". Из указанного требования невозможно конкретно установить, какие именно значение будет соответствовать потребностям Заказчика.
В описании объекта закупки заказчиком установлено "В оборудовании детской игровой площадки допустимо применение полимерных и/или композиционных материалов, имеющих матричную основу. Из указанного требования невозможно конкретно установить, какие именно значение будет соответствовать потребностям Заказчика.
Фактически, Инструкция, в совокупности с описанием объекта закупки, используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Для составления заявки участнику необходимо применить усложненную и запутанную инструкцию, для выбора нужной характеристики товара. Использование усложненной инструкции приносит своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
В ходе проверки было выявлено, что Заказчиком установлена сложная к восприятию инструкция, что привело к отклонению 5-и заявок из 6-ти поданных.
На основании изложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения ч.1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ТО СЕРВИС" на действия заказчика - Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321300041424000002- Благоустройство "Сквера на улице Буачидзе/Пушкина" г. Ессентуки (вне рамок капитальных вложений)- обоснованной.
2. Признать действия Заказчика- Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300041424000002- Благоустройство "Сквера на улице Буачидзе/Пушкина" г. Ессентуки (вне рамок капитальных вложений) нарушившими ч.1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ , в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Н.Г. Пызина
И.Ю. Литвиненко
Исп.Литвиненко И.Ю.
тел.-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 февраля 2024 г. N 026/06/106-283/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024