Резолютивная часть решения оглашена 13.02.2024 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу ООО "Интер СБ" (г. Нижний Новгород) на положения извещения об электронном аукционе на выполнение работ по установке системы автоматического пожаротушения в здании архивохранилища по адресу: г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 40-а (N закупки 0128200000124000231), в открытом заседании,
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-66/2024 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
07.02.2024 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Интер СБ" (далее Общество, заявитель) на положения извещения об электронном аукционе на выполнение работ по установке системы автоматического пожаротушения в здании архивохранилища по адресу: г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 40-а (N закупки 0128200000124000231).
Представитель ООО "Интер СБ" по существу жалобы указал на следующее:
Согласно позиции 2 сметного расчета (Локальный сметный расчет на "Установку газового пожаротушения автоматическую" Сметной документации Приложения N2 к проекту государственного контракта, приложение к извещению) заказчиком указан прибор приемно-контрольный управления охранно-пожарный РУБЕЖ-МК1-М-34-93.
В первой позиции Оборудования (проектная документация, раздел 5 "Сведения об
инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздела 5 "Сети связи" Тома 1 "Установка газового пожаротушения автоматическая" - приложение к извещению и проекту государственного контракта) также указан Прибор приемно-контрольный и управления охранно-пожарный РУБЕЖ-МК1-М-34-93.
Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, товарному знаку: "РУБЕЖ" присвоен регистрационный номер 577512, которому, в своею очередь, соответствуют класс МКТУ и перечень товаров и/или услуг - 09.
Таким образом, заказчиком указан товарный знак без возможности использования эквивалентного товара.
В силу изложенного, заявитель просит признать в действиях заказчика нарушения законодательства РФ, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика, представитель пояснил следующее.
Предметом закупки является единая комплексная система автоматического пожаротушения (далее - САП), предусматривающая ликвидацию очагов возгорания за счет применения газового огнетушащего вещества (газ Хладон), размещенного в модулях газового пожаротушения, устанавливаемых в каждом архивохранилище многоэтажного здания заказчика "Государственный архив Владимирской области, документы новейшей истории".
Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Нормы проектирования в данной области утверждены Сводом Правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 31.07.2020 N 582).
Системы автоматического пожаротушения относятся к системам инженерно-технического обеспечения зданий с осуществлением функций обеспечения безопасности, что соответствует п. 21 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 3.8 ГОСТ Р 53195.1-2008 "Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1. Основные положения".
Устройство инженерных систем зданий относится к строительным работам согласно Своду правил 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр), Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
При этом частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком включена в документацию о закупке проектная документация, в отношении которой проведена государственная экспертиза (имеется положительное заключение уполномоченной экспертной организации).
Проектная документация по указанной закупке размещена в полном объеме в папке "Приложение N3 к государственному контракту "Проектная документация". В составе закупки размещена также сметная документация.
Указание товарных знаков определенных производителей в отношении оборудования (материалов), подлежащих применению в рамках выполнения работ по контракту, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности (для людей (работников и посетителей), архивных документов) и описания конкретного технического решения. Специфика помещений здания, в которых планируется к установлению система автоматического пожаротушения с газовым наполнением (а именно, архивохранилища) не позволяет необоснованных отклонений от проекта.
Указанный в жалобе прибор приемно-контрольный и управления охранно-пожарный РУБЕЖ-МК1-М-34-93 (далее - ППКУП) является ключевым в САП, центральным обработчиком и хранителем информации.
Согласно ГОСТ Р 53325-2012 данный прибор предназначен для приема, обработки и визуализации сигналов от из вещателей пожарных (ИП) и иных взаимодействующих с головным прибором устройств, а также для контроля целостности и функционирования линий связи между всеми элементами системы, на него также возлагается функция управления исполнительными устройствами САП.
В случае замены ППКУП прибором иного производителя имеется высокий риск нарушения работоспособности всей системы в целом, возникновения в процессе эксплуатации сбоев.
Предложенное в проекте ППКУП имеется в продаже, может быть предложено несколькими исполнителями по контракту, что свидетельствует о том, что не имеет места ограничение количества участников закупки.
Проект содержит определенное техническое решение, замена любого оборудования, как элемента САП, по умолчанию неизбежно влечет изменение созданного и утвержденного в установленном порядке технического решения, а, следовательно, появление повышенного риска нарушения установленных требований к проекту, зданию, условиям хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, безопасности людей.
Замена какого-либо оборудования приведет и к изменению способа производства монтажных работ, что недопустимо в условиях здания заказчика, обладающего определенной спецификой.
Таким образом, закупаемая САП является единой комплексной системой, результатом определенного технического решения, созданного и утвержденного в установленном порядке. Указание эквивалентности входящих в эту систему элементов (оборудования) считаем недопустимым ввиду надлежащего обеспечения безопасности людей и документов Архивного фонда Российской Федерации в условиях применения газового вида пожаротушения.
Указание в составе проекта торговых знаков определенных производителей оборудования обусловлено необходимостью описания конкретного проектного решения. Конкретизация оборудования обусловлена потребностями заказчика в выполнении работ, отвечающих обязательным требованиям к специфике хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, и не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, так как оборудование соответствующего качества и свойств доступно к продаже.
На основании изложенного представитель заказчика считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000124000231 со стороны заказчика не допущено и просит признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа указал, что нарушений со стороны министерства имущественных и земельных отношений не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение электронного аукциона на выполнение работ по установке системы автоматического пожаротушения в здании архивохранилища по адресу: г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 40-а (N закупки 0128200000124000231).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 71 587 684,08 рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положения о составе разделов проектной документации).
В соответствии с ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Таким образом, в случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, то Заказчик в извещении об осуществлении закупки с целью соблюдения положений Закона о контрактной системе должен установить условие о возможности использования эквивалентного товара. Вышеуказанная позиция также отражена в письме ФАС России от 26.09.2019 N АК/84149/19 "О рассмотрении обращения".
В нарушение вышеизложенной позиции, заказчиком, в приложениях к извещению (сметные расчеты) указаны товарные знаки без возможности использования эквивалентного товара.
При этом возможность поставки эквивалента извещением электронного аукциона так же не предусмотрена.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что в настоящем случае заказчиком не представлены документы и сведения, однозначно подтверждающие, что оборудование иного производителя не позволит достичь цели закупки.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интер СБ" на положения извещения об электронном аукционе на выполнение работ по установке системы автоматического пожаротушения в здании архивохранилища по адресу: г. Владимир, Октябрьский пр-т, д. 40-а (N закупки 0128200000124000231), по доводам изложенных в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 13 февраля 2024 г. N 033/06/33-66/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024