Резолютивная часть оглашена
07.02.2024 г.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Йодобром" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме по объекту закупки: "Поставка солей для промышленных целей" (извещение N 0342300000124000050, начальная (максимальная) цена контракта - 9 651 000,00 руб.),
в присутствии до и после перерыва представителей Заказчика, Заявителя, Уполномоченного органа с надлежаще оформленными доверенностями,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и приложений к нему.
Согласно доводам Заявителя:
1. В Извещении о закупке не установлено требование к участникам закупки о предоставлении положительного заключения государственной экспертизы на противогололедные реагенты в составе заявки;
2. В извещении о закупке требуется указание в составе заявки конкретных показателей и не допускается возможность предоставления сведений в диапазонных значениях установленных показателей;
3. Заказчик при осуществлении закупки использовал некорректное КТРУ.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, предоставили письменные пояснения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к нему, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с требованиями Постановления от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) Заказчик обязан применять описание объекта закупки, предусмотренное федеральным каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также номенклатурной классификацией медицинских изделий, предусмотренной Росздравнадзором.
Предметом закупки является поставка солей для промышленных целей - КТРУ 08.93.10.115.
Согласно пояснениям Заказчика, в рамках Закупки закупаются не противогололедные реагенты, а противогололедные материалы, в связи с чем положительное заключение государственной экспертизы на противогололедные реагенты не требуется.
При этом, при описании объекта Закупки Заказчик руководствовался Правилами благоустройства территории городского круга Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденными Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444, согласно которым тротуары, пешеходные дорожки очищаются от снега и наледи до асфальта (иного искусственного покрытия) на всю ширину для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, посыпаются противогололедными материалами, а также очищаются от мусора.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2, кода по позиции КТРУ. Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
В рассматриваемом случае, с учетом потребности Заказчика в приобретении солей для промышленных целей Заказчиком определен код позиции КТРУ 08.93.10.115-00000002.
Таким образом, исходя из предмета рассматриваемой закупки, нарушений в действиях Заказчика в связи с неустановлением требования о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экспертизы на противогололедные реагенты, а также выбора кода позиции КТРУ, не усматривается, в связи с чем первый и третий доводы жалобы признаются необоснованными.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, в извещении о закупке требуется указание в составе заявки конкретных показателей и не допускается возможность предоставления сведений в диапазонных значениях установленных показателей.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что согласно Инструкции по заполнению характеристик в заявке, размещенной в составе извещения о Закупке, содержит указание, что значение характеристики не может изменяться участником закупки.
При этом, характеристики закупаемого товара (массовая доля веществ, входящих в состав солей), являются диапазонными, содержат только максимальное значение ("не более").
Следовательно, с учетом положений Инструкции по заполнению, указание конкретных показателей характеристик не требуется, в связи с чем второй довод жалобы признается необоснованным.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещение о закупке включены показатели, не предусмотренные кодом позиции КТРУ 08.93.10.115-00000002, а именно: массовая доля кальций-иона, массовая доля магний-иона, массовая доля сульфат-иона, массовая доля не растворимых в воде веществ, массовая доля влаги.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара, оказании услуг, выполнении работ.
В ЕИС размещено обоснование необходимости вышеуказанных показателей: "Дополнительные требования необходимы для более детального описания качественных технических и эксплуатационных характеристик товара согласно потребности муниципального Заказчика, с учетом области применения, температурного режима и требований к безопасности средства".
По мнению антимонопольного органа, указанное обоснование не может считаться надлежащим обоснованием включения характеристик, не предусмотренных КТРУ, в связи с чем в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением N 145.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Йодобром" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением от N 145.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 февраля 2024 г. N 34-15140-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2024