Резолютивная часть оглашена
12.02.2024 г. г. Самара
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 09.02.2024 N14 "О проведении внеплановой проверки" Инспекция Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
рассмотрев обращение Главного управления организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган), о выдаче предписания об устранении нарушений и внесении изменений в извещение об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг по осуществлению строительного контроля по объекту " Капитальный ремонт сетей водоснабжение в муниципальном районе Красноармейский Самарской области" (номер извещения 0142200001324000207, цена контракта - 4 796 497,10 рублей).),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступило обращение Главного управления организации торгов Самарской области о выдаче предписания об устранении нарушений при размещении извещения (N 0142200001324000207, цена контракта - 4 796 497,10 рублей).
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Основания проведения внеплановой проверки изложены в приказе Самарского УФАС России N 14 от 09.02.2024.
Согласно обращению, в извещении закупки ошибочно установлены положения относительно требований к участникам по п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: "требование о наличие СРО не распространяется на участников, которые предложат цену контракта 10 млн.руб и менее (ч.2.1. ст.52 ГрК РФ)".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требовании, предъявляемого к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Исходя из совокупных норм материального права, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02, Решении ФАС России по делу N28/06/105-1510/2023 от 23.06.2023.
В рассматриваемом случае, начальная максимальная цена контракта - 4 796 497,10 руб., стоимость выполнения работ по объекту "Капитальный ремонт сетей водоснабжение в муниципальном районе Красноармейский Самарской области", по которым планируется строительный контроль составляет 224 135 378, 60 руб., следовательно, в извещении закупки необходимо было установить требования о членстве участника в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Уполномоченным органом в нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе указаны излишние положения об исключающих наличие СРО обстоятельств.
Кроме того, в п.3.1.1 извещения установлен критерий оценки "Детализирующий показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" "К оценке принимаются исполненные контракты (договоры) на оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства**, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее ФЗ 44-ФЗ) и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с ФЗ 44-ФЗ, при исполнении которых исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)".
Поскольку строительный контроль осуществляется за выполнением работ по объекту "Капитальный ремонт сетей водоснабжения в муниципальном районе Красноармейский", то к оценке также должны приниматься исполненные контракты по капитальному ремонту.
Таким образом, Уполномоченным органом неправомерно сужен круг договоров, которые также должны оцениваться в рамках проведения настоящей закупки и нарушены положения пункта 28 Постановления Правительства от 31 декабря 2021 г. N 2604.
Таким образом, Инспекция усматривает в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 28 Постановления Правительства от 31 декабря 2021 N 2604.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 28 Постановления Правительства от 31 декабря 2021 N 2604.
2. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений при размещении сведений в единой информационной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 февраля 2024 г. N 7-4096-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024