Резолютивная часть оглашена
08.02.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБДОУ "Детский сад N 325 "Незабудка" г.о. Самара (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО ЧОО "Ангел" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны), заключенного в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
в присутствии представителя Общества с надлежаще оформленными полномочиями,
УСТАНОВИЛА:
01.06.2023 между МБДОУ "Детский сад N 325 "Незабудка" г.о. Самара и ООО ЧОО "Ангел" в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен договор N 216/2023 на оказание услуг по охране учреждения (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1.5 Договора для исполнения обязательств, оговоренных в пункте 1.1. Исполнитель выставляет на объекте Заказчика 1 (один) пост охраны с режимом работы: с 07.00 до 19.00, в будние дни (Пн, Вт, Ср, Чт, Пт).
Поскольку Исполнителем обязательства по Договору выполнялись ненадлежащим образом, что послужило основанием для обращения Заказчика в Департамент образования администрации городского округа Самара, ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области и в отдел полиции N 8 УМВД России по г.Самаре, Заказчиком 20.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта направлено в адрес Общества почтовой связью 21.12.2023, получено адресатом 22.01.2024, вступило в силу 02.02.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям Общества, Заказчиком нарушена процедура расторжения Договора, поскольку Исполнитель не уведомлен надлежащим образом о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Договора. Кроме того, Заказчиком не подтверждено существенное нарушение Исполнителем условий договора, поскольку поводом для одностороннего отказа Заказчика от договора стал единичный невыход охранника на рабочее место. При этом, охранник, который должен был дежурить на посту находился на больничном, что подтверждается листом нетрудоспособности. Об указанном обстоятельстве Исполнителю не было сообщено. Исполнитель не был уведомлен о проверке, проводимой ЦЛРР Управление Росгвардии по Самарской области в отношении ООО ЧОО "Ангел". Исполнитель является добросовестным участником закупки, что подтверждается грамотами и рекомендательными письмами от Заказчиков.
Однако, приведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения при исполнении Договора.
Фактически, Общество не приводит доказательств обратного, ссылась на единичный невыход сотрудника на рабочее место.
Вместе с тем, из заявления Заказчика в Департамент образования администрации городского округа Самара, ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области и в отдел полиции N 8 УМВД России по г.Самаре от 20.12.2023 следует, что "...30.11.2023 и 20.12.2023 не осуществлялось обеспечение общественного порядка и предотвращение проникновения третьих лиц, так как в МБДОУ "Детский сад N 325 "Незабудка" г. о. Самара ООО ЧОО "Ангел" не выставила на объект пост охраны.
01.12.2023 сотрудник ООО ЧОО "Ангел" заступил на пост охраны с 9.00 часов, 04.12.2023 с 8.21 часов, 05.12.2023 с 8.21 часов, 06.12.2023 с 08.17 часов, 07.12.2023 с 08.06 часов, 08.12.2023 с 08.26 часов, 19.12.2023 с 07.29 часов, 18.12.2023 с 09.04 часов, 15.12.2023 с 07.32 часов, 14.12.2023 с 08.07 часов, 13.12.2023 с 10.45 часов, 12.12.2023 с 08.12 часов, 11.12.2023 с 08.24 часов, что зафиксировано камерами видеонаблюдения".
Таким образом, сотрудниками ООО ЧОО "Ангел" неоднократно допускалось нарушение режима работы, установленного Договором.
Факт неуведомления сотрудником работодателя о своей болезни свидетельствует о ненадлежащем организационном процессе в Обществе и отсутствии контроля за своими сотрудниками и не может расцениваться как отсутствие вины в действиях Исполнителя.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО ЧОО "Ангел" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки.
При этом, Самарское УФАС России отмечает высокую социальную значимость предмета контракта - охрана детского сада, места длительного пребывания детей.
Материалы обращения Заказчика, представленные в антимонопольный орган, не содержат сведений и документов, свидетельствующих о проведении ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области проверки в отношении ООО ЧОО "Ангел" в рамках рассматриваемого Договора.
Факт наличия у Исполнителя грамот и благодарностей от Заказчиков не может быть принято во внимание антимонопольным органом, поскольку за период с 2023 по 2024 год в Самарское УФАС Росси поступило 3 обращения от заказчиков о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по заключенным договорам.
Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивает.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Вместе с тем, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при оказании охранных услуг, отсутствие которых может привести к критическим последствиям.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО ЧОО "Ангел" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО ЧОО "Ангел" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Ангел" (ИНН 1658215254, 165801001; адрес регистрации: 420095, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Восстания, зд.108Н, к.2; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица: Марачковский Сергей Иванович (ИНН 165705618300), учредителе общества: Миронова Раиса Павловна (ИНН 636900312859) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об ООО ЧОО "Ангел", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 февраля 2024 г. N РНП-63-30
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024