Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу Панфилов А.Н. (далее - Заявитель) на действия управления имущественных отношений и земельных отношений администрации Ординского муниципального округа (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения на территории города Пермь на вторичном рынке для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями (изв.N 0356500001424000176),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного учреждения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001424000176 Заказчиком, Уполномоченным учреждением проводился электронный аукциона на приобретение жилого помещения на территории города Пермь на вторичном рынке для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.01.2024 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 3 219 579,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.02.2024 г.
Заявитель полагает, что требование проекта контракта о подписании такого контракта электронно-цифровой подписью не соответствует законодательству РФ. Также Заявитель полагает, что требование Технического задания об условиях передачи квартиры в муниципальную собственность, согласно которому квартира должна принадлежать Исполнителю на праве собственности и зарегистрирована в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество ограничивает круг потенциальных участников.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Уполномоченного учреждения указал, что согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках (за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках).
Данная норма носит императивный характер, подписание контракта посредством физической подписи участника электронной процедуры Закон о закупках не предусматривает. Закрепление в проекте контракта положения о подписании контракта с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи сторон полностью соответствует требованиям Закона о закупках.
Относительно второго довода Заявителя представитель Уполномоченного учреждения указал, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением юридических или физических лиц, указанных в данном пункте. Частью 3 ст. 27 Закона о закупках установлено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с ч. 5 ст. 24.2 Закона о закупках участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных Законом о закупках информации и документов допускаются после регистрации в ЕИС и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с настоящей статьей. Таким образом, физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после регистрации в ЕИС и аккредитации такого лица на электронной площадке. Данный вывод находит свое подтверждение и в Письме Минфина России от 05.12.2023 N 24-06-06/116934.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках по участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
В соответствии с ч. 1 ст. 24.2 Закона о закупках регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 4 ст. 24.2 Закона о закупках операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с ч. 2 ст. 24.1 Закона о закупках. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.
В соответствии с ч. 5 ст. 24.2 Закона о закупках участие участника закупки в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, подписание участником закупки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), электронной площадки, специализированной электронной площадки предусмотренных Законом о закупках информации и документов допускаются после регистрации в ЕИС и аккредитации соответственно на электронной площадке, специализированной электронной площадке в соответствии с указанной статьей.
Частью 3 ст. 27 Закона о закупках предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. При этом участник закупки, т.е. лицо, получившее аккредитацию, является стороной контракта (поставщик), в чьих интересах действует указанный представитель. Полные права, обязанности и ответственность несет участник закупки.
Таким образом, после аккредитации на электронной площадке физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе по своему усмотрению принимать участие в электронном аукционе лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности). При этом, поверенный будет действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя (собственника квартиры или жилого помещения - участника аукциона в электронной форме).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является приобретение жилого помещения на территории города Пермь на вторичном рынке для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Характеристики приобретаемого жилого помещения указаны в приложении к Техническому заданию.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать проект контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о закупках, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о закупках не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о закупках (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о закупках, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст. 51 Закона о закупках.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках (за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках).
Таблицей N 2 приложения к Техническому заданию закреплены условия передачи квартиры в муниципальную собственность, в частности, квартира должна принадлежать исполнителю на праве собственности и зарегистрирована в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество.
Также согласно п. 11.7 проекта контракта настоящий контракт заключен в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи сторон.
Относительное первого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Порядок заключения контракта в рамках открытой электронной процедуры закреплен ст. 51 Закона о закупках. Согласно указанному порядку стороны подписывают проект контракта усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени стороны контракта.
Требование о подписании проекта контракта усиленной электронной подписью является императивным в случае проведения открытой электронной процедуры.
Следовательно, положения п. 11.7 проекта контракта не противоречат требованиям Закона о закупках.
Относительно второго довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Статьей 4 ФЗ N 218 установлено, что участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Результатом проведения аукциона является заключение муниципального контракта на приобретение жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о закупках, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Статьей 554 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что в муниципальном контракте (договоре) купли-продажи должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Для индивидуализации предмета договора купли-продажи недвижимого имущества достаточно указания в договоре кадастрового номера объекта недвижимости.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, заключение муниципального контракта на приобретение жилого помещения с лицом, не обладающим правом собственности на жилое помещение, за исключением лица, действующего в интересах собственника по доверенности, а также на продажу неопределенного на момент заключения жилого помещения, в силу вышеназванных норм невозможно.
Кроме того, правоотношения сторон - собственника недвижимого имущества и его приобретателя - являются отношениями по передаче товара (объекта) и прав собственности на него от одной стороны другой по договору купли-продажи регулируются положениями главы 30 ГК РФ.
Отношения сторон, связанные с совершением одной стороной действий по поиску на рынке подходящего для другой стороны недвижимого имущества и последующих действий по оформлению передачи ей прав собственности на такое имущество, являются правоотношениями по договорам возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), поручения (глава 49 ГК РФ) или агентирования (глава 52 ГК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 40 ФЗ N 218 при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Частью 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственном реестре, если иное не установлено законом.
По правилам ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Как установлено ч. 1 ст. 28 ФЗ N 218, государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, установление такого требования, как наличие у поставщика права собственности на предлагаемое к приобретению жилое помещение, не нарушает требования Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Панфилова А.Н. на действия управления имущественных отношений и земельных отношений администрации Ординского муниципального округа, ГКУ ПК "Центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения на территории города Пермь на вторичном рынке для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями (изв.N 0356500001424000176) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 февраля 2024 г. N 1795/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024